Год педагога и наставника

Образование при императоре Николае II

 

При последнем Российском императоре Николае II наблюдался небывалый до этого рост России во всех областях – от экономики до культуры. Образование достигло при нём невиданных успехов. Царь так сформулировал суть своих требований к правительству: «Прежде всего, подтверждаю моё требование, чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание их в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодёжи приучать их с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с курсовыми познаниями, не сроднённый религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».
Император осуществил масштабную реформу народного образования. По его указанию Министерство народного просвещения в 1904 году приступило к разработке проекта всеобщего обучения. С 1904 года ежегодно в России открывалось около десяти тысяч народных школ. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. К 1917 году 86% российской молодёжи умели читать и писать (в 1897 году – 21%).


Расходы на народное образование при последнем императоре выросли в десять раз, опережая более, чем в два раза затраты на образование во Франции и в полтора раза – в Англии: с 70 миллионов рублей в 1894 году до 660 миллионов рублей в 1914 году. (660 миллионов золотых рублей – это примерно 200-300 млрд. нынешних долларов.) В 1904 году был принят принцип ежегодного увеличения кредитов по народному образованию на 20 миллионов рублей (10 миллионов на постройку народных школ, 10 миллионов на их содержание).
При Николае II была введена невиданная прежде программа начального обучения. Если в 1896 году в России было 78 тысяч начальных школ, то в 1914 году – 123 745 начальных учебных заведений, в которых обучались 8 902 621 учащихся. В 1912 году из четырнадцати миллионов детей дошкольного возраста начальное образование получили восемь миллионов. К 1917 году в Европейской части России им было охвачено большинство детей школьного возраста, а к 1920 году планировалось распространить его на всю Россию. За годы правления государя Николая II в России было открыто 3 учительских института, 122 учительские семинарии, 147 педагогических курсов, готовивших 20 тысяч будущих педагогов для начальных школ.
Если в 1892 году в стране было 239 гимназий, то в 1914 году их стало 2300. На 1918 год планировалось введение обязательного среднего образования, но уже в 1916 году грамотных призывников было более 70%. Анкета 1920 года обнаружила, что молодёжь в возрасте от 12 до 16 лет грамотна на 85%.
В годы царствования Николая II высшее образование в России по качеству и доступности стало одним из ведущих в мире. Если в 1894 году в России было 48 вузов, то к январю 1917 года их число достигло 118 (64 государственных и 54 частных). В вузах страны 4477 профессоров и преподавателей обучали 135 065 студентов. Возможность получить высшее образование стала реальной для выходцев из всех сословий. К 1914 году почти половину студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков, причём последние освобождались от платы за обучение и были стипендиатами. Плата за обучение была в среднем вдвое меньше. Чем во Франции Англии (от 50 до 150 рублей в год при средней годовой зарплате рабочего в 1913 году около 350 рублей). А неимущие российские студенты вообще освобождались от платы. Университеты при государе Николае II имели такую свободу, какой они в последующем никогда не имели при советской власти, не имеют таковой и ныне.
Состояние женского образования в 1914 году: 873 женские гимназии, 92 прогимназии, 31 институт благородных девиц, 51 епархиальное училище, 49 вузов. В 1897 году открылся Женский Санкт-Петербургский медицинский институт, единственный в России, дававший женщинам высшее медицинское образование.
Развитие технического образования было одной из основных задач государя, и он последовательно проводил эту политику в жизнь не только указами, но даже выделяя личные средства. Император инициировал открытие 15 технических вузов, а также создание техникумов. В апреле 1912 года государь направил письмо в совет министров: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше – в средних технических и сельскохозяйственных школах. Принять эту резолюцию за руководящее моё указание».
К 1914 году Российская империя по уровню технического образования превзошла безусловного лидера тех лет – Германскую империю. За период с 1894 по 1917 годы в России было подготовлено более 150 тысяч специалистов с высшим инженерным образованием.
Учитель гимназии в 1913году получал 85 рублей в месяц, что в современных ценах эквивалентно 129 тысячам рублей. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет стажа сверх этого добавляли ещё 1\5 пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директора, инспекторы. Врачи, библиотекари гимназий был причислен к рангу государственных служащих. Профессор университета (согласно Табели о рангах) имел чин генерал-майора.
Чему же учили в царских школах? В церковноприходских школах, рассчитанных на четыре года обучения, изучались чтение, письмо, чистописание, Закон Божий (в количестве двух учебных часов в неделю), арифметика, космография (предмет, дававший представление об окружающем мире, некий симбиоз современных природоведения и географии), устный счёт родная речь и история Отечества. В итоге выпускник имел вполне научное (на уровне того времени) представление об устройстве вселенной и законов её функционирования, умел читать и писать, знал историю мира и Отечества. И получал много полезных, необходимых в повседневной жизни навыков. Устный счёт был отдельным предметом, на уроках устного счёта учили именно устному решению, то есть без промежуточных записей, решению вполне прикладных задач, включая и расчёты со сложными процентами. На уроках нравственного богословия (предмет о нравственности, свободе и нормах морали) разбирались такие темы, как: «К чему ведут семейные раздоры», «Сила не право» и др. Один из крупнейших математиков современности и академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка. Выпускник церковноприходской школы при желании мог продолжить образование.
В гимназиях предлагали более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались немецкий, французский, латинский, греческий языки, родная речь, история, география, физика, педагогика и, конечно же, Закон Божий. Русским детям предлагались, например, такие темы для сочинений: «Слово как источник счастья», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни». «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О проявлении нравственного начала в истории».
Классическая гимназия давала право на поступление в университет на гуманитарные и естественнонаучные направления. Были также коммерческие и духовные училища, были и ремесленные, и военные прогимназии, а также военные кадетские и морские корпуса.
Развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев. В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла пяти миллионов человек в год. В 1893 году в России было издано 7783 книги различной тематики общим тиражом 27,2 млн. экземпляров, а в 1913-м – уже 34006 книг тиражом 133 млн. экземпляров.
Статистика – упрямая вещь, а она говорит о том, что образование при последнем русском императоре Николае II было на высоком уровне, что Россия не была в годы его правления 2лапотной, грязной и отсталой страной», какой её пытаются представить. Д.Л. Сапрыкин, руководитель Центра исследования научно-образовательной политики при Институте истории естествознания и техники, пишет: «Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятёрку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и высокотехнологических отраслей промышленности».

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

 

Написать комментарий: "Год педагога и наставника"