Истинный богатырь русской живописи

К 175-летию со дня рождения русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926)

 

Одного из самых знаменитых русских художников ХIХ века Виктора Михайловича Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только в связи с «богатырской» темой его живописи, но во многом благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Ведь значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, но и явился ярким выразителем народного духа. Это его картинами Богатырей, Аленушки, Ивана-Царевича на Сером волке и других мы любовались с раннего детства на страницах школьных учебников.

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии в семье сельского священника. Детские впечатления оказали влияние на творчество художника: великаны-ели вятских лесов, песни и сказки крестьян, народные умельцы – по дереву, глиняной расписной игрушке, лубочным картинкам – пробудили интерес к народному творчеству. После окончания духовной семинарии в 1867 году он поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где учился под руководством И.Н.Крамского. В 1868-1875 совершенствовал свое мастерство в Петербургской Академии художеств. С 1878 года член Товарищества передвижников. Посетил Францию и Италию, где изучал работы старых мастеров. Жил в Петербурге и Москве.

Первые работы живописца были связаны с социальными темами. Особенный успех имела картина «С квартиры на квартиру» (1876), которую приобрел П.М.Третьяков для своей уже тогда знаменитой галереи. В 1880-е, оставив жанровую живопись, Васнецов создал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Одним из первых художников обратился к русскому фольклору, стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутую искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный (1897).

Огромную роль в жизни и творчестве художника сыграл предприниматель и меценат С.И.Мамонтов. Васнецов подолгу жил в подмосковной усадьбе Мамонтовых – Абрамцеве. Там был создан первый цикл сказочных работ: «Ковер-самолет», «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Мастером декоративной живописи Виктор Михайлович проявил себя в панно «Каменный век», написанном для Исторического музея в Москве. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи Владимирского собора в Киеве, в которые художник пытался внести духовное содержание и эмоциональность. Работы зрелого периода, отличаясь монументально-декоративным художественным языком, приглушенным звучанием цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищают позднее получивший распространение в России стиль «модерн». Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. С 1898 по 1911 год художник работает над эскизами мозаик и росписей церквей городов Гусь-Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и других.

В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок. Одновременно он продолжал писать портреты, которые всегда занимали особое место в творчестве художника. Он не был в строгом смысле портретистом и писал только близких ему людей. Портреты Е.Мамонтовой, М.Антокольского, В.Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, объективны и глубоко реалистичны.

Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции: «Царевна-лягушка» (1918-1926), «Змей Горыныч» (1918-1926), «Сказка о спящей царевне» (1900-1926), «Кащей Бессмертный» (1917-1926) и «Бой Ивана-царевича со змием» (1917-1926). Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.

 

 

Литература в фонде библиотеки:

1.Мастера музыки, искусства и архитектуры, 2008

2.Виктор Васнецов. Альбом, 2000.

3.Кудрявцева Л.С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы, 1991.

 

 

      

Написать комментарий: "Истинный богатырь русской живописи"