Около Московских ворот расположена первая женская обитель Санкт-Петербурга — Воскресенский Новодевичий монастырь. Первоначально он находился на левом берегу Невы, там, где сейчас Смольный собор. Раньше это место называлось Смоляной двор, а рядом находился загородный дворец императрицы Елисаветы. Императрица Елисавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным, по месту расположения.
Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь при Императоре Николае I. Заботясь о духовной жизни столицы, государь высочайше утвердил положение о строительстве обители. Игуменьей была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря.
Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове при Благовещенской церкви, затем в 1848 году было решено перевести обитель в более уединенное место к Московским триумфальным воротам.
Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 октября 1848 г. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню — старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.
3/16 ноября 1849 г. произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 г., автором иконостаса был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители.
В этой церкви находился чтимый список чудотворной иконы Божией Матери с Ватопедской иконы «Отрада и Утешение», он был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Сама икона находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в соборном храме, где совершаются пострижения в монахи братии обители. К сожалению, икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов.
Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 г. Постройка пятиглавого монастырского собора с 5 приделами: в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; свт, Николая и Всех святых завершена в 1861 г. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.
До революции в церкви было несколько бесценных икон — Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская Божия Матерь — родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас 16 века, которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.
Молитвами и трудами налаживалась строгая монашеская жизнь. При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник — все содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию.
В новых домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, кладовые, людские службы.
В 1895 г. монастырь украсила стройная четырехъярусная колокольня с золоченым куполом. За городом были устроены скиты.
8/21 июня 1908 г. был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, Строительство закончили к 1912 г. и приступили к отделке.
Шли годы, Новодевичий монастырь развивался и процветал. В 1917 году, когда случилась Октябрьская революция, там проживали около 400 послушниц. В женской обители было развитое хозяйство: животноводческая ферма, птичий двор, пасека. При монастыре находились прославленные мастерские, в которых создавали иконы и ковры. Из монастырских средств значительные суммы выделялись на благотворительные нужды – бесплатную больницу, приют для детей-сирот, содержание богадельни. После революции события, происходившие в Новодевичьем монастыре, во многом напоминали судьбу других церковных обителей. Непосильную тяжесть забот приняла на себя тогдашняя игуменья Феофания (Рентель). За два десятка лет советской власти большая часть монастырских строений, церквей и храмов была разрушена, колокольня снесена, сестёр арестовывали.
В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.
Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.
Из шести монастырских церквей две были поминальные и построены на кладбище — это Божией Матери Всех скорбящих Радости (Карамзинская) и Святого Пророка Илии. Оба храма снесены в 30-е годы.
Карамзинская церковь была возведена под склепом, в который перенесли прах А.Н. Карамзина, младшего сына знаменитого историка, который героически погиб в бою с турками под Калафатом на Дунае в 1854 году. Церковь была выстроена на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной — известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер «Аврора».
Есть на кладбище образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А.Вершининой, она была женой генерала и умерла совсем молодой. Вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти ее никто не вспомнит, любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя. В безбожное время верующие, не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед образом Спасителя, почитание святого места продолжается и ныне.
В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы.
В 1932 году в здании собора, воздвигнутого в честь Воскресения Христова, был устроен универмаг. В 1935 году игуменью Феофанию арестовали и отправили в ссылку, а ещё через три года был расстрелян последний монастырский священнослужитель Владимир Беляев.
В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 г. в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», как только собрались передать его в Казанский храм.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В них живут сестры; там же помещаются трапезная, богадельня, библиотека, мастерские.
Монастырь в наши дни
Работы по восстановлению монастыря начались в 1996 году, постепенно проводился капитальный ремонт монастырских построек, передача в храмы знаменитых икон, реставрация. При монастыре открыта церковная школа, действует детский приют, благотворительный женский онкологический центр «Белая роза». Воскресенский Новодевичий монастырь вновь возрождается и приобретает былое значение. Большая часть обители уже открыта для верующих. Воскресенский Новодевичий монастырь – это место, куда нередко привозят великие святыни.
Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.