Искусство Христианства

«Родом из детства» — художник Николай Богданов-Бельский

 

Прекрасен простор земли, на которой увидел свет в 1868 году русый ясноглазый младенец. Шумели леса, расстилались поля и луга, речка блестела, и бежала нескончаемая дорога – по всей России. А посередине этой картины, в селе Шопотове Смоленской губернии высилась колокольня – розовая на закате, ослепительная под зимним солнцем и бело-голубая в лунную ночь…Сюда под колокольный звон, в Божий храм принесла бедная батрачка крестить своего первенца. Священник, узнав, что дитя незаконнорожденное и фамилии отцовской не имеет, решил: «Господь дал миру сего младенца, так и пусть зовётся он Богдановым». И нарекли новорожденного Богдановым Николаем. Позже, став взрослым, присоединил Николай к этой фамилии название земли, в которой он родился. Не знал он родного отца, но родимая земля – Бельский уезд Смоленской губернии – возрастила его, дала имя, силу и вдохновение. И вошёл в русскую живопись художник Николай Богданов-Бельский.

Мать-батрачка не имела своего угла, жила из милости в доме сурового брата. «Лишний рот», -слышала о ребёнке. И едва подрос сынишка, определила его в пастухи. По душе ему: пригонит стадо на выпас, устроится под берёзкой, за коровками зорко следит, а сам ножиком вырезает забавных зверьков – друзьям на потеху. Хотелось Николе весь этот мир – луг, лес, цветы – всё запечатлеть, потому что радовались рука и сердце, когда он рисовал. Однажды изобразил на клочке бумаги колокольню и дьячка, да так ловко получилось, что все вокруг только заахали – и ребятишки, и взрослые. Священник, преподававший в приходской школе, посмотрел на рисунок и задумался: пастушонку этому дан Божий дар, надо ему серьёзно учиться. И привёл мальчика в школу С.А. Рачинского. В каждом своём ученике видел Сергей Александрович создание Божье, чистую душу, которую надо направить на добрый путь. «На дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан», — так благодарно вспоминал своего наставника Николай Петрович Богданов-Бельский. Портрет С.А. Рачинского художник запечатлел на картинах «Воскресное чтение» — среди односельчан, и на полотне «Устный счёт» — в окружении крестьянских ребятишек.

Маленький Никола (так звал его Рачинский) учился увлечённо, но самым интересным, вдохновляющим было для него рисование. Многоопытный Рачинский понял: это талант. Нельзя закопать его в землю, нельзя расточить по пустякам. И профессор отдал своего любимца в рисовальную школу при Троице-Сергиевой лавре.

Мир иконы открылся перед тринадцатилетним отроком. Он изучал работы древних мастеров, секреты иконописания. С благоговением писал он святые образы, реставрировал обветшавшие иконы. Работал он с натуры: писал портреты монахов. Два года проучился Николай в лавре. Каждый месяц Рачинский давал ему содержание из своих средств, двадцать пять рублей (деньги по тем временам немалые).

В учёбе Никола преуспел настолько, что талантливость его сомнения ни у кого не вызывала. И снова помог Рачинский. С его лёгкой руки Богданов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в классе пейзажа у знаменитых русских художников В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова. Работы его были отмечены Малыми серебряными медалями. Оставалось несколько месяцев до конкурса на звание классного художника. Смятение не покидало его. Пейзажная живопись – его ли призвание или заблуждение, которому предавался он несколько лет? Кто скажет, кто поможет? Только Рачинский. И он помчался к любимому наставнику. «Меня тянуло в деревню, мне казалось, что там я напишу что-то значительное, нужное».

Рачинский сразу же понял: запутался Никола! В долгих беседах родилась у Николы идея его дипломной работы: до сей поры не прервалась на Руси нить святости. Разве не может Господь послать русскому народу новых святых молитвенников? Ведь не умер Бог в сердцах людей. Надо вглядеться, и увидишь в глазах русских крестьян свет Сергия Радонежского.

Благодатный воздух Троице-Сергиевой лавры тёплой волной обнял Николу. Жизнь вспыхнула радостным вдохновением. Решил: буду писать картину «Будущий монах». Никола работал в великом душевном напряжении. Когда положил на полотно последний мазок, силы покинули его, и перед мольбертом он упал в обморок. Картина понравилась всем. Её хвалили и Рачинский, и преподаватели школы, и ученики. Николай ободрился. Стал собираться в Москву.

 

 

Картина «Будущий инок», которую он представил на звание «классного художника», имела успех необычайный. Работу одобрили экзаменаторы, хвалили художника, восторгались учащиеся. В Киеве, на Передвижной выставке, где она была представлена, её заметил К.Т. Солдатенков, крупнейший собиратель произведений искусства, и сразу же приобрёл. «Будущим монахом» заинтересовалась императрица Мария Фёдоровна, Солдатенков продал полотно Богданова-Бельского государыне. Юному художнику были заказаны ещё два повторения картины, получившей Большую серебряную медаль выставки. Увидев «Будущего монаха», М.В. Нестеров писал родным: «…Васнецов согласен, что Богданов-Бельский ещё долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует».

У девятнадцатилетнего художника впервые появилась лишняя копейка, и он сразу же поехал к православным святыням – в Константинополь и на Афон. Он пишет пейзажи, портреты насельников Пантелеимонова монастыря и всё отчётливее чувствует нерасторжимую связь с миром православной духовности, так благодатно открывшимся ему.

Он продолжает учиться – в Петербургской академии художеств у И.Е. Репина, затем в Париже в студиях знаменитых мастеров Ф. Кормона и Ф. Коларосси, работает в Мюнхене и в Италии.

После полотен «Устный счёт» (1896), «У дверей школы» (1897) имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского стало известно всей России. Художник много лет провёл в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями его картин. Богданов-Бельский создал целую галерею картин о крестьянских детях. По одним только названиям можно судить о широком размахе этой темы: «Будущий монах», «Устный счёт», «У дверей школы», «У больного учителя», «Проба голосов», «Именины учительницы», «Сочинение», «Новички», «Деревенские друзья», «Новая сказка»…

 

 

Росла известность художника. В 1903 году Богданову-Бельскому присуждено звание академика живописи, через десять лет он уже действительный член Российской Академии художеств. Картины его украшали многие музеи, репродукции расходились по всей стране.

После Октябрьской революции он продолжает много работать, участвует в Передвижной выставке (1918 год) и в Первой государственной свободной выставке (1919 год).

В 1921 году художник по приглашению друга уехал в Латвию. Думал — на время, только погостить, а получилось – навсегда. Жил и умер в 1945 году в Европе. В Россию возвратился только картинами.

Порой его захлёстывала тоска по родине, по русской деревне, по радости, которую он испытывал среди юных своих друзей. Тогда он подходил к мольберту и в работе погружался дорогой его сердцу мир. Он знал об испытаниях и бедах родной земли. Но он знал и великую силу народа. Мысли эти он выплеснул на холст. В 1936 году он написал картину «Урок рукоделия». Незамысловатый сюжет: деревенские девочки занимаются вышиванием. Поющей кистью писал эту картину Богданов-Бельский: звучат краски, звучит свет, и кажется: прилежное занятие крестьянских девочек озвучено пасхальным песнопением.

С полотен художника бессмертная Россия глядит на нас глазами крестьянских детей, чьи лица озарены воодушевлением преподобного Сергия Радонежского. Из поколения юных героев Богданова-Бельского вышли сотни и сотни новомучеников, молитвенников за родную Землю.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

 

 

Написать комментарий: "Искусство Христианства"