Святой дня. История России в рассказах о святых

Прошлое русской земли богато великими героями, которые проявляли чудеса храбрости, жертвовали своими жизнями во благо Родины. Богато оно выдающимися и по своим мирным заслугам личностями, богато крупными, беззаветно трудившимися на славу своего народа государственными деятелями.

Но русская история слагалась не только из подвигов героев и деяний государственных мужей. В жизни русского народа, в его судьбах, играли огромную роль и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли людей, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы и, отдавая свою жизнь на служение высоким идеалам, оставили память – прочнее памяти о многих героях, витязях и богатырях. И такие люди по своей кончине становились предметом благоговейного почитания всего русского народа.

Ежемесячная рубрика «Святой дня» будет рассказывать о великих подвижниках,

деятельность которых тесно связана с историей нашего Отечества.

 

***

Затворник, открытый людям

 

Феофа́н Затво́рник (в миру Гео́ргий Васи́льевич Го́воров;10 (23) января 1815 – 6 (19) января 1894 — епископ Православной Российской церкви; богослов, публицист-проповедник, прославлен в лике святителей.

 

 

 

Родился в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне — Измайловский район Липецкой области) в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны Ивановны. В семье было три дочери и четверо сыновей: Любовь, Иван, Евдокия, Георгий (в будущем Феофан), Семён, Анна, Гавриил.

В 1823 году Георгия отдали учиться в Ливенское духовное училище. Нравственный и духовный климат в училище был самый благоприятный. Способный, хорошо подготовленный отрок легко прошёл курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. В это время ректором семинарии был назначен архимандрит Исидор (Никольский); философские науки преподавал Евфимий Остромысленский, учителем словесности был иеромонах Платон (Городецкий), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. В семинарии Георгий учился так же успешно, как и в училище. Именно здесь юноша впервые начал сознательно работать над собой. Уже в это время его характерной чертой была любовь к уединению. В семинарских ведомостях отмечалось, что он отличается «склонностью к уединению; назидателен в обращении с товарищами; подаёт собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив». По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса он был направлен в Киевскую духовную академию, несмотря на то, что тогдашний ректор семинарии архимандрит Софоний (Сокольский), «ценивший в своих учениках больше всего твёрдое заучивание учебника, чем не отличался Говоров, не имел его в виду и даже был против».

Во время его обучения в Киеве произошли события, повлиявшие на выбор жизненного пути Георгия Говорова: в 1838 году скончалась его мать, а через год — отец. 1 октября 1840 года он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество; 15(27) 1841 года 26-летний Георгий Говоров принял от ректора Киевской духовной академии архимандрита Иеремии (Соловьёва) монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. 6 апреля того же года, в день своей епископской хиротонии, Иеремия (Соловьёв) рукоположил Феофана во иеродиакона, а 1 июля – во иеромонаха.

На ниве духовного просвещения

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых окончил академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение «Обозрение подзаконной религии», которое в числе лучших сочинений было отправлено в Святейший синод, постоянный член которого митрополит Московский Филарет в своём отзыве указал: «Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра». Сразу после окончания академии Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в высшем отделении которого он стал преподавать латинский язык. 7 декабря 1842 года он был определён инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.

С 16 октября 1844 года он был определён на должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года иеромонах Феофан — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. За ревностное исполнение обязанностей 25 мая 1846 года он был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры.

Однако в это время его уже влекла уединённая монашеская жизнь; в письме к своему духовному отцу Иеремии, постригавшему и рукополагавшему его, он писал: «Ученою должностью начинаю тяготиться до нестерпимости. Пошел бы в церковь, да там и сидел». 21 августа 1847 года по его просьбе он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский). В Иерусалиме Феофан выучился иконописи, прекрасно изучил греческий язык, основательно — французский, занимался еврейским и арабским. В Палестине он познакомился с древним подвижничеством восточных монастырей, с памятниками аскетической письменности прошлых веков; занялся переводом творений святых отцов греческого Добротолюбия. Кроме того, он близко познакомился с инославными христианскими вероисповеданиями, познав как силу их пропаганды, так и слабость. Труды Феофана не остались незамеченными: 5 мая 1851 года он был пожалован «кабинетным золотым наперсным крестом», а 14 февраля 1852 года определением Святейшего синода он был утверждён в звании «корреспондента конференции Киевской духовной академии».

В 1853 году началась Крымская война, и 3 мая 1854 года миссия была отозвана. Возвращение состоялось через Европу: Феофан побывал во многих городах, посещал храмы, музеи, библиотеки, учебные учреждения; архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан имели аудиенцию у папы Пия IX.

По возвращении в Россию он был определён преподавателем канонического права в Санкт-Петербургскую духовную академию; 14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита. В сентябре этого же года он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, которая находилась в здании Петрозаводского духовного училища; архимандриту Феофану предстояло заниматься организацией постройки для семинарии собственного здания. Менее чем через год, 21 мая 1856 года, он был назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе (Османская империя), как хорошо знакомый с православным Востоком. Феофану было поручено собирать сведения о назревавшем тогда Греко-болгарском расколе. За свои труды 17 апреля 1857 года он был награждён орденом Святой Анны 2-й степени.

В мае 1857 года он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме ректорства, ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Санкт-Петербургского округа; он был председателем комитета при Академии наук по изданию трудов византийских историков, а с 1858 года — председателем комитета по переводу Священного Писания на русский язык. Он регулярно произносил проповеди в большие праздники — в 1859 году они были изданы отдельной книгой: «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана». Во время его ректорства отмечалось 50-летие Санкт-Петербургской духовной академии (17 февраля 1859 года), и Феофан был награждён «за отлично-ревностную и полезную службу знаком ордена Святого Владимира 3-й степени».

Епископство

29 мая 1859 года архимандриту Феофану «высочайше повелено быть епископом Тамбовским и Шацким», а 1 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был возведён во епископа митрополитом Санкт-Петербургским Григорием, архиепископом Черниговским Филаретом, епископом Тверским и епископом Ревельским Агафангелом; 5 июля он вступил в управление епархией. Тамбовская епархия была одной из самых обширных и многолюдных: только священников было 1172, диаконов 681, несколько сотен монашествующих; среди населения немало было сектантов и раскольников. Особое внимание епископ Феофан обратил на проповедание; почти каждое богослужение он сопровождал проповедью.

В ноябре 1861 года в ведение преосвященного Феофана (на несколько месяцев) был передан из Нижегородской епархии Серафимо-Дивеевский монастырь — для устранения возникших в нём беспорядков.

22 июля 1863 года епископ Феофан был перемещён на древнюю и более обширную Владимирскую кафедру. По статистическим сведениям 1864 года, «во Владимирской губернии значилось 1 254 960 жителей, в том числе духовного ведомства 9541 мужского и 11434 женского пола; 20 мужских монастырей, в которых проживало 467 монахов, и 8 женских монастырей, в которых было 659 монахинь; 1152 православные церкви. 270 училищ, учрежденных духовенством». Во Владимирской епархии, которая нуждалась в православном миссионерстве, поскольку здесь было немало раскольников и сектантов, за Феофаном окончательно укрепилась слава проповедника. Огромное значение имела его «Инструкция для проповедания слова Божия», напечатанная 27 ноября 1864 года во «Владимирских епархиальных ведомостях»; в этом же году он послал иеромонаха Моисея в Москву для сверки старопечатных книг; в Вязниковском уезде он открыл «Богоявленское православное братство». В 1865 году его заботами было открыто женское епархиальное училище.

За свою архипастырскую деятельность 19 апреля 1864 года он был удостоен ордена Святой Анны 1-й степени.

Затвор

Прошение об увольнении его на покой было удовлетворено 17 июня того же года, — с назначением его настоятелем в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но уже 19 сентября по его просьбе он был уволен от управления монастырём.

Первые шесть лет своего пребывания в Вышенском монастыре он не уединялся окончательно, хотя ему был выделен отдельный флигель. У него даже возникала мысль вернуться к активной епископской деятельности, и ему в 1872 году даже было предложено принять в управление Московскую епархию.

В 1872 году ушёл в затвор, сначала на время поста, затем на целый год, после чего было принято решение о полном затворе. Устроив у себя в келии домовую Богоявленскую церковь, он служил в ней в воскресные и праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно.

С 1873 года занимался переводами аскетических книг; смиренно писал о себе: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он не обольщался: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».

Когда его посетил тамбовский губернатор, Феофан единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видел иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нём «степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая».

Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое.

Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жёсткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность.

В 1876 году Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» «Труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.

С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь — Владимирском братстве.

В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 ослеп на правый глаз..

Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.

Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.

Библиотека древних рукописей восточных подвижников, собранная Феофаном и купленная после его смерти у наследников московским купцом Лосевым, была передана последним в московский храм святителя Николая в Толмачах.

Почитание

На Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей.

Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности.

29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.

Как и ряд других святителей (Филарет Московский, Иоасаф Белгородский, Иоанн Кронштадтский), Феофан имел свои личные подвижнические молитвы; текст молитвы Феофана Затворника был положен лаврским иеромонахом Нафанаилом (Бачкало) на музыку.

Труды Феофана Затворника

Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом до и после ухода в затвор.

До затвора написаны:

  • Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана (1859).
  • Слова к тамбовской пастве (1861).
  • Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-1869); при жизни автора — 5 изданий) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).

На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:

  • «Письма о христианской жизни» (4 выпуска; полностью издано после смерти в 1898 – 1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
  • «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни» (1892).
  • Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника – Добротолюбия (в 5 томах; всего 3 143 с.)
  • Перевод сочинения Лоренцо Скуполи под названием «Невидимая брань.
  • «Начертание христианского нравоучения» (1891).
  • «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
  • Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном» (1891).
  • Девять книг «Толкований на послания Святого апостола Павла».
    • Толкование послания св. Апостола Павла к Филимону.
    • Толкование послания св. Апостола Павла к Колосянам.
    • Толкование послания св. Апостола к Галатам.
    • Толкование послания Апостола Павла к Титу.
    • Толкование Первого послания Апостола Павла к Тимофею.
    • Толкование Второго послания Апостола Павла к Тимофею.
    • Толкование послания св. Апостола Павла к Ефесеям.
    • Толкование первых восьми глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам.
    • Толкование IX-XVI глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам.
    • Толкование Первого Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам.
    • Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам.
    • Толкование Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам.
    • Толкование Первого послания св. Апостола Павла к Солунянам.
    • Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам.
  • Об употреблении нового перевода Ветхозаветных писаний.
  • Древние иноческие уставы.
  • Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — 654, VIII, [10] с. — 6000 экз.

 

Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.

Написать комментарий: "Святой дня. История России в рассказах о святых"