«Бабушкины сказки» — так называется картина русского художника Александра Андреевича Красносельского. И неважно, что написана она полтора века назад, и что уже несколько эпох сменилось. То, что хотел сказать нам художник из далёкого XIX, близко и понятно нам сегодня: ничто не может заменить человеку тепло родного очага, живого общения с близкими и родными людьми. И сейчас, в век компьютеров и мобильных телефонов, мы понимаем это особенно остро.
На картине изображена обычная провинциальная семья – современники художника – собралась в гостиной вокруг небольшого накрытого узорчатой скатертью стола. Тёплый свет керосиновой лампы объединяет слушателей в круг и вместе с изображённой здесь изразцовой печью, по-видимому, жарко натопленной, создаёт ощущение домашнего уюта и спокойствия. Отложив вязание, главная героиня картины – пожилая женщина в белом чепце с лентами и очках увлечённо рассказывает какую-то сказочную историю. По-видимому, она мастерица говорить – делает это с чувством, с толком, с расстановкой, вкладывая в своё повествование самые искренние и неподдельные эмоции. Лицо сказочницы сурово и серьёзно, руки раскинуты как крылья, пальцы сжаты и напряжены. С большим вниманием бабушку слушают пятеро внучат. Обстановка в гостиной говорит о том, что семья простая, но не бедная. Справа от рассказчицы молодая женщина, скорее всего мама детей. Видна ещё одна фигура, по парадному платью и благородному лицу, в нём можно узнать хозяина дома. Который хотел сообщить какую-то новость, но застыл на пороге, боясь помешать, и сам заслушался…
Видел ли картину «Бабушкины сказки» Сергей Есенин, написавший в 1915 году стихотворение с таким же названием? Вряд ли. Красносельский был не очень известным художником.
Но как же точно поэт передаёт настроение героев картины:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело –
Говори да говори.
А вот строчки из стихотворения современного поэта Ивана Есаулкова, который и не скрывает, что вдохновился именно полотном Красносельского:
Ковёр в гостиной на полу,
И печка топится в углу.
Все дети старшие читали,
А дети младшие играли,
Вязала бабушка…Но час
Пробил для сказки, и рассказ
Уже, как видим мы, начался.
Кружок внучат вокруг собрался,
На бабушку устремлены
Глаза. А на полу видны
Уже ненужные игрушки.
Все сказку слушают старушки…
Какую же сказку рассказывает бабушка? Жаль, не подслушать.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», — говорил А.С. Пушкин. А какой урок? Да, все наши сказки назидательны, в каждой глубокий смысл, каждая учит тому, что хорошо, а что плохо, ведь сказка – это народная мудрость, глубокая, как море, древняя, как высокие горы.
Сказки любят все. Даже цари. Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович Романов держали у себя при дворе людей, которые исполняли им сказки перед отходом ко сну. Очевидно, понимал и любил сказки и автор картины. Иначе трудно объяснить, как ему удалось так верно и точно передать настроение слушателей и общую «сказочную» атмосферу. Жаль, что имя художника оказалось незаслуженно забытым. Портретист и жанрист Александр Андреевич Красносельский был даровитым живописцем – об этом свидетельствуют две малых и две больших серебряных медали, которые он получил за годы обучения. Искусством живописи Александр Андреевич овладевал в 1859-1866 годах в Императорской Академии художеств. Он числился вольноприходящим учеником, то есть приходившим лишь для занятий и никакого содержания не получавшим. Работал художник преимущественно в бытовом жанре. В 1866 году ему было присвоено звание художника третьей степени, а через три года – второй за картины «Покинута», «Сбор недоимок» и «Портрет господина Додонова». Ещё одна из известных работ Красносельского – «Девочка с букетом», написанная в 1872 году. Полотно Красносельского «Сбор недоимок» хранится в Государственной Третьяковской галерее, более раннее полотно «У окна» (1864) – в Государственном Русском музее. «Бабушкины сказки» можно увидеть в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова. А вот о жизни художника, особенно последних её годах, ничего не известно. Даже точная дата смерти не сохранилась. Считается, что Александр Андреевич скончался в 1875 году, просто потому, что последние портретные работы художника датированы 1873 годом. Откроются ли в ближайшем будущем какие-то подробности о жизни и творчестве Красносельского, неизвестно, — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но и то, что мы о нём знаем, уже позволяет причислить его к замечательным русским живописцам XIX века.
Публикация подготовлена по материалам из открытых источников.