Сила слова или яд сквернословия

3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

 

 

 «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры»

В.А. Сухомлинский

 

В наше время можно часто наблюдать низкую культуру речи. Хотя все знают, что слово имеет величайшую силу. Хорошее слово вызывает любовь, дружбу, будит возвышенные чувства, дарует счастье. Человеческий дух действует через слово, облекается словом и живёт в нём. Словами мы выражаем свои мысли. Через язык выражает себя культура. Каждый человек должен быть ответственным за сказанные слова, так как они несут энергию и плохую, и светлую, хорошую, которая действует соответствующе на поведение человека.

А теперь давайте задумаемся, как мы заботимся о чистоте своей речи. Увы, очень часто нецензурная лексика звучит как дома, так и в общественных местах. Словно зловредные микробы и вирусы, ругательства проникают в нашу жизнь, «пропитывая» все её сферы.

Исследования современных учёных подтверждают, что бранные слова плохо влияют на здоровье человека.

Все мы знаем, что человек на 60-65 процентов состоит из воды. Доказано, что эта структура запоминает всё, в том числе и негативную энергию бранных слов. Японский учёный Э. Массару провёл ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что вода способна различить мысли, слова. В зависимости от внешнего воздействия меняется её молекулярная структура. Воду помещали в пробирки и говорили определённое слово несколько раз. После этого брали из пробирки каплю, охлаждали в морозильной камере, а затем фотографировали и увеличивали изображение в 500 раз. Слово, отражающие позитивные эмоции, образуют красивую, правильную структуру, а бранные – хаотичные, «сломанные линии». Поэтому при употреблении бранных слов, в организме человека начинают происходить изменения – недомогание, болезни, преждевременное старение. А всё потому, что бранные слова меняют структуру воды, которой в нашем организме достаточно.

В сквернословии скрывается огромная разрушительная сила! Да, человек, который беспрестанно ругается, даже способен навредить своим детям, передавая «испорченные» нецензурной бранью гены.

Многие исторические документы разного времени (начиная с 12 века) сохранили отражение «нехороших слов» в переписке, в народном фольклоре и даже поэтических произведениях. Вместе с тем, с бранной речью на Руси неустанно боролись.

В эпоху правления царя Алексея Михайловича Романова за использование «непотребных слов» полагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. А при Петре Первом был издан свод правил поведения под названием «Юности честное зерцало», где было указано, что приличные люди воздерживаются от бранной ругани.

Надо помнить о том, что язык – уникальная живая материя, объединяющая людей, влияющая на все сферы жизни, поэтому очень важно сохранить его чистоту и гармонию. Каждому из нас под силу внести свою лепту в сохранение русского языка, его чистоты и величия, избегая употреблении нецензурных слов. Неспроста народная мудрость гласит: «Одним словом можно убить, другим воскресить». Помните, что даже случайно брошенная грубость может по-настоящему обидеть, причинить боль. А добром вы способны согреть душу близкого человека, подбодрить, утешить.

Предлагаем вам принять участие в небольшом само-исследовании. Может, эта анкета поможет вам говорить хорошие слова, делать хорошие поступки и всё доброе непременно к вам вернётся и будет сопровождать долгие-долгие годы!

 

Анкета «А как говоришь ты?»

1.Ненормативная лексика. Где вы впервые с ней «познакомились»?

А). Дома

Б). На улице

В). В интернете, СМИ

Г). В кругу друзей

 

2.Каким понятием для себя вы определяете нецензурную брань?

А). Недопустимая лексика для употребления при светском общении

Б). К сожалению, это необходимое средство выразительности речи в современном обществе

В). Запрещённая лексика, которую нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах

Г). Это неформальный стиль общения, вполне допустимый в дружеской компании

 

3.Верите ли вы, что употребление нецензурной брани негативно отражается на состоянии здоровья?

А). Да

Б). Нет

В). Да. Плохо становится тому, кто ругается

Г). Да. Плохо становится тому, кого ругают

 

4.С какой целью вы обычно употребляете нецензурные выражения?

А). Я их вообще не употребляю

Б). По привычке, в разговоре с друзьями

В). С целью намеренно оскорбить собеседника

Г). По-другому меня не поймут

 

5.Вы испытываете психологический дискомфорт, когда слышите или употребляете бранные слова?

А). Да, мне стыдно, когда приходиться ругаться

Б). Нет, никаких неудобств я не испытываю

В). Раздражает слышать мат от окружающих

Г). Напротив, чувствую себя более уверенно

 

6.Знаете ли вы о том, что существует статья Кодекса об административных нарушениях РФ, по которой за использование нецензурной брани в общественных местах налагается штраф?

А). Да. На улице я себя сдерживаю

Б). Да. Статья введена правильно. Считаю, что штраф нужно повысить, чтобы люди меньше ругались

В). Эту статью надо исключить, она не работает

Г). Никогда не знал о существовании этой статьи

 

7.Как вы считаете, возможно ли уменьшить употребление бранной лексики в речи?

А). Думаю, нет. Этому вопросу уделяется мало внимания в обществе

Б). Можно. Каждому следует начать с себя

В). Можно, если будет больше мероприятий, рассказывающих о негативном влиянии бранных слов на нашу жизнь

Г). Нет. И не стоит пытаться – это нормально

 

Литература в фонде библиотеки:

 

Большой словарь родного языка

Голь Н.М. Жизнь замечательных слов

Ушинский К.Д. Родное слово

Энциклопедический словарь юного филолога

Написать комментарий: "Сила слова или яд сквернословия"