Искусство Христианства

Дар радоваться жизни

Федот Васильевич Сычков, живописец

(1870-1958)

 

Родился 1 марта 1870 года в деревне Кочелаево, которая в то время принадлежала Пензенской губернии, а в советские годы оказалась на территории Мордовии. По национальности он был русским. Семья Сычковых была очень бедной, мальчик рано остался без отца, и, казалось, был обречён на нужду и лишения.

В деревне была начальная школа, куда Федот пошел учиться в 8 лет. Учителя сразу заметили, что у мальчика незаурядные способности к живописи. Один из преподавателей стал давать ему уроки рисования, а затем написал письмо в Петербург с просьбой, чтобы талантливого самородка приняли на обучение. Но учёба стоила больших денег, а у бедной семьи их не было.

После окончания школы Федот устроился в иконописную мастерскую, стал писать фрески для местных церквей, а ещё портреты зажиточных соседей. Труды не прошли даром – мастерство талантливого юноши росло день ото дня. И когда влиятельный местный помещик генерал Иван Арапов, проведший поблизости железную дорогу, заказал ему большую картину о закладке станции Арапово, Федот справился блестяще. Арапов был настолько поражён картиной, что тут же поспособствовал его поступлению в петербургскую Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Затем Сычков легко поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Познакомился с Ильёй Репиным, который стал его главным учителем.

До революции художник успел побывать за границей, его полотна экспонировались в парижских салонах и вызывали бурю восторга у почитателей живописи. Много и плодотворно Федот Васильевич работал в Петербурге. Но малая родина не отпускала, и уже признанным мастером Сычков вернулся в родное Кочелаево.

Октябрьский переворот, конечно, отразился на художнике. Самыми драматическими оказались 1930-е годы. В родной деревне новые колхозные власти обвинили его в том, что он единоличник, кулак, отобрали весь скот и птицу. Была мысль эмигрировать за границу, но как жить без родной Мокши, без сельских праздников и народных гуляний? Он съездил в Москву и привёз письмо от самого М.И. Калинина, где было сказано, «что художников объединять в колхозы не следует, у них свои объединения и товарищества».

Сычков с новой силой принялся воспевать родную природу, красоту и жизнерадостность своих односельчан, их яркие национальные одежды. Особенно он любил сельскую детвору. Дети стали героями и одной из его знаменитых картин «Христославы», которую ставят в один ряд с лучшими произведениями передвижников. На ней Сычков запечатлел деревенских ребятишек, которые на Святках ходили по домам и пели колядки – славословия Христу, а в ответ получали гостинцы или деньги.

 

Все его работы наполнены таким невероятным жизнелюбием и оптимизмом, (весьма редким качеством для русских художников), что от них невозможно оторваться. Особенно хорошо любоваться звонкими красками сычковских картин в дни, когда одолевает грусть, уныние.

 

 

«Катание с гор», «Зимние забавы», «Праздничный день», «Свободное время», «Частушки», «Пляска», «Деревенская свадьба», «Лепка снеговика», «Снежный ком» … По одним только названиям картин можно составить летопись непритязательных, но искренних и душевных крестьянских праздников и гуляний. Среди героев сычковских полотен нет больных, слабых, несчастных. С его картин задорно улыбаются и во весь голос хохочут дети, крепкие и краснощёкие девицы и парни. Они покоряют своим здоровьем, обаянием цветущей молодости, избытком жизненных сил и энергии. Они играют на гармошках, катаются на санях, красиво носят яркую нарядную одежду, радуются жизни.

 

 

За любовь к праздничной стороне бытия художника иногда называют «мордовским Кустодиевым» и «художником радости».

Прожил Федот Васильевич на этом свете 88 лет. И до конца своих дней, как бы ни было это сложно, не изменял себе, оставаясь художником радости и добра. А ведь это не что иное как исполнение завета Апостола Павла, написавшего в своём Первом послании к Фессалоникийцам: «Всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». И нам, глядя на удивительные картины Федота Сычкова, стоит поучиться у художника никогда не унывать, не жалеть о том, чего у нас нет, а просто радоваться жизни – такой, какую дал нам Господь.

 

Литература в фонде библиотеки:

«Божий мир» // 2022. – № 1.

 

 

 

Написать комментарий: "Искусство Христианства"