Мир прекрасного. Музыка: Родион Щедрин. Вдохновленный музой

К 90-летию со дня рождения российского композитора

Родиона Константиновича Щедрина (1932)

 

 

Родион Щедрин, один из крупнейших композиторов современности, автор опер, балетов, множества оркестровых, камерных, хоровых сочинений, родился 16 декабря 1932 года в Москве.

 

Его отец, профессиональный музыкант, выпускник Московской консерватории, был одним из основателей и первых членов Союза композиторов.

 

Некоторое время Щедрин проучился в Центральной музыкальной школе, а в 1944 году поступил в Московское хоровое училище им. А.В. Свешникова. В эти годы молодой композитор опубликовал свои первые опыты в области хоровой музыки.

 

В 1950 поступил в Московскую консерваторию на фортепианный факультет в класс Я.В. Флиера и на теоретико-композиторский факультет в класс Ю.А. Шапорина.

Одной из важных областей деятельности композитора становится изучение русской народной музыки. Студенческие фольклорные экспедиции сыграли огромную роль в его творчестве: «Эти впечатления, в том числе и акустические, по-видимому, как-то аккумулировались во мне, пронизали всю мою сущность – и душу, и мозг, и темперамент, и руку… И я уже просто не мог обойтись без частушек в моем первом крупном сочинении».

 

Этим сочинением стал Первый фортепианный концерт, законченный в 1954 году. Вскоре это произведение исполнили во время очередного пленума Союза композиторов, и в том же году Щедрина приняли в Союз, хотя молодой человек был только студентом консерватории.

 

В 1956 он заканчивает следующее крупное сочинение – балет «Конек-Горбунок», который был поставлен в 1960 году в Большом театре. Партию Царь-девицы в нем танцевала Майя Плисецкая, которая в 1958 стала женой композитора. Все последующие балеты Р.К.Щедрина связаны с именем этой балерины: «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1979), «Дама с собачкой» (1985).

 

В своем творчестве композитор также неоднократно обращался к оперному жанру. Первой стала «Не только любовь» (1961, вторая редакция – 1971). Затем последовала опера «Мертвые души» (1976), «Лолита» (1994), в которой он выступил также и автором либретто.

 

В 1962 избран секретарем правления Союзов композиторов СССР, а с 1973 по 1990 являлся председателем правления Союза композиторов России. Среди сочинений этих лет – «Озорные частушки» (Первый концерт для оркестра, 1963), «Звоны» (Второй концерт для оркестра, 1968), вокально-симфоническое сочинение «Поэтория» (1968), 24 прелюдии и фуги (1964-1970), Полифоническая тетрадь (1972), «Казнь Пугачева» для хора (1981), «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра (1984), «Запечатленный ангел» (русская литургия для хора а капелла со свирелью, 1988) и многие другие.

 

Р.К. Щедрин является также автором многих статей, посвященных выдающимся музыкантам – Я.В. Флиеру, Ю.А. Шапорину, О. Мессиану, Л. Бернстайну, Г. Канчели, И.Ф. Стравинскому, К.И. Элиасбергу.

 

Среди его музыкальных сочинений периода 1990-х годов – «Русские наигрыши» для виолончели соло (1990), Концерт для трубы (1993), Виолончельный концерт (1994), Фортепианный терцет (1995), Вторая фортепианная соната (1996), Четыре русские песни (Пятый концерт для оркестра, 1997), Скрипичный и Альтовый концерты (1997), четвертый и Пятый фортепианные концерты (1991 и 1999), Менухин-соната для скрипки и фортепиано (1999), Третья симфония (2000).

Вот как говорил о композиторе М.Л. Ростропович: «Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира… Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от официального советского музыкального курса».

 

Другой известный музыкант Л. Маазель охарактеризовал музыкальный талант композитора так: «Щедрин – мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…»

 

Родион Щедрин написал музыку к пяти балетам, семи операм; им написаны концерты и симфонии, вокальные сочинения для солистов, хора и оркестров, фортепьянные и камерно-инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Ему присуждено большое количество государственных и международных наград и премий, звание народного артиста РСФСР, а позднее и России, он – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», является почетным профессором Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, МГУ им. М.В.Ломоносова, почетным профессором Пекинской консерватории.

 

 

 

По материалам открытых источников.

Написать комментарий: "Мир прекрасного. Музыка: Родион Щедрин. Вдохновленный музой"