Мир прекрасного. Кино: Эльдар Рязанов. Классик отечественной комедии

К 95-летию со дня рождения российского кинорежиссера и сценариста

Эльдара Александровича Рязанова (1927-2015)

 

Эльдар Александрович Рязанов – один из самых известных и любимых отечественных режиссеров, – родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Родители его были работниками советского торгового представительства в Иране, поэтому первые три года своей жизни Эльдар провел в Тегеране. Родители еще до рождения сына решили назвать его Эльдаром, что в персидском языке звучит как «владеющий миром». Может, именно это имя помогло ему впоследствии владеть любовью миллионов зрителей.

В 1930 годах семья переехала в Москву, но вскоре родители разошлись, и Эльдар остался с матерью. В 1950 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Георгия Козинцева). Пять лет работал на Центральной студии документальных фильмов. Снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (1951), «Недалеко от Краснодара» (1953), «Остров Сахалин» и другие.

В 1956 пришел на «Мосфильм», и первая же работа в жанре комедии – яркая, праздничная, сатирическая, музыкальная «Карнавальная ночь» (1956) – принесла молодому режиссеру оглушительный успех.

В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он снял лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964).

Совместно со сценаристом Эмилем Брагинским написал несколько повестей и сценариев, по которым создал фильмы: «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Необыкновенные приключения итальянцев в России» (1973, совместный советско-итальянский фильм), «Ирония судьбы, или С легким паром» (1976), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1983) и другие.

Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки». Невероятный или экстравагантный сюжет режиссер погружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссерского почерка Эльдара Рязанова относится переплетение смешного и грустного, веселого и печального. Его любимый жанр – лирическая трагикомедия.

В фильмах Рязанова особая роль отведена стихам и музыке, создающим эмоционально-насыщенную, лирически возвышенную атмосферу. Он работал с композиторами Анатолием Лепиным, Микаэлом Таривердиевым, Андреем Петровым и другими.

Среди лучших работ режиссера, ставших классикой отечественного кинематографа, картины «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Жестокий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1997), «Ключи от спальни» (2003), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и другие.

В 1979-1985 годах Рязанов вел телепередачу «Кинопанорама». Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ.

Он состоялся также и как писатель. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии», «Эти несерьезные, несерьезные фильмы» (1977), «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979, с Э. Брагинским), «Неподведенные итоги» (1983) и другие. Писал замечательные стихи, в том числе и к песням, вошедшим в некоторые его фильмы.

Имел множество наград и премий. Режиссер прожил длинную и достойную жизнь и ушел в 88 лет, оставив после себя огромное творческое наследие. Его не стало 30 ноября 2015 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 Стихи Э. Рязанова

 

* * *

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть, –

дни летят в метельной круговерти.

Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,

смутный, скрытный, кривоватый путь.

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!

 

Снег. И мы беседуем вдвоём,

как нам одолеть большую зиму…

Одолеть её необходимо,

чтобы вновь весной услышать гром.

Господи, спасибо, что живем!

 

Мы выходим вместе в снегопад.

И четыре оттиска за нами,

отпечатанные башмаками,

неотвязно следуя, следят…

Господи, как я метели рад!

 

Где же мои первые следы?

Занесло начальную дорогу,

заметёт остаток понемногу

милостью отзывчивой судьбы.

Господи, спасибо за подмогу!

 

* * *

Жизнь прожить – нехитрая наука:

отыщи любовь да сбереги…

Место жизни – ближняя округа,

далью не прельщайся, не беги.

 

Даже если жизнь обыкновенна,

делай всё, что можешь, от души,

понимай всему живому цену

и судить чужого не спеши.

 

Трать себя, живи неосторожно,

выгод не считай, не мелочись…

Пусть с людьми и сложно, и тревожно,

ты пойми их суетную жизнь.

 

Жизнь, коль вдуматься, простая штука.

Главное, ни разу не предать.

Жизнь – совсем не сука и не скука,

если станешь дальним сострадать.

 

И живи! В любую непогоду!

Сочиняй свой собственный мотив.

А любить жену, друзей, природу —

не такой уж, право, примитив.

 

* * *

Хочется лёгкого, светлого, нежного,

раннего, хрупкого и пустопорожнего,

и безрассудного, и безмятежного,

напрочь забытого и невозможного.

 

Хочется рухнуть в траву непомятую,

в небо уставить глаза завидущие

и окунуться в цветочные запахи,

и без конца обожать всё живущее.

 

Хочется видеть изгиб и течение

синей реки средь курчавых кустарников,

впитывать кожею солнца свечение,

в воду, как в детстве, сигать без купальников.

 

Хочется милой наивной мелодии,

воздух глотать, словно ягоды спелые,

чтоб сумасбродно душа колобродила

и чтобы сердце неслось, ошалелое.

 

Хочется встретиться с тем, что утрачено,

хоть на мгновенье упасть в это дальнее…

Только за всё, что промчалось, заплачено,

и остаётся расплата прощальная.

Написать комментарий: "Мир прекрасного. Кино: Эльдар Рязанов. Классик отечественной комедии"