ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников Иконы Божией Матери

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

 

Июль

 1 июля – Боголюбская икона Божией Матери (1157)

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Во время молитвы перед иконой Божией Матери ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Её, принесённый из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Её чудесного явления построить храм и святую обитель. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Её в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращённым к Спасителю.

Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенёс в неё написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 1 июля (18 июня ст. стиль), которое утвердилось в Русской Церкви.

 

3 июля – Косинской или Моденской иконы Божией Матери

По преданию, эта икона была привезена графом Борисом Петровичем Шереметевым из итальянского города Модены во время его путешествия по Европе. Хранилась в селе Косино, в 12 верстах от Москвы, в Успенской церкви, где прославилась многочисленными знамениями и чудесными исцелениями. На ней изображена Богоматерь в полный рост с Предвечным Младенцем на левой руке. В село Косино икона пожертвована Петром I, когда ему стало тесно учиться морской службе на реке Яузе и в Измайлове и он перенёс свою флотилию на белое озеро у села Косино. От иконы последовали исцеления ног, бесплодия, золотухи, холеры.

 

6 июля – Владимирской иконы Божией Матери

(установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.)

Это величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще в I веке по Рождестве Христовом. До середины XII века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.

Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном в Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы.

 

— Заоникиевской иконы Божией Матери (1588)

Икона Божией Матери явилась в 1588 году слепому крестьянину Иллариону из села Обухово под Вологдой. Ему во сне было явление бессеребренника Косьмы, велевшего идти в определённое место, где Илларион увидел в сиянии необыкновенного света стоявшую икону божией Матери. Так он прозрел и в благодарность устроил на месте явления иконы церковь во имя Богородицы. Впоследствии на этом месте он выстроил обитель и сам принял иночество с именем Иосифа. Обитель была названа Заоникиевской Владимирской Богородицей, так как находилась за Аникиевским лесом. Этот лес получил своё название от имени жившего в нём когда-то разбойника Аники.

 

9 июля – Тихвинская икона Божией Матери (1383)

Тихвинская икона Божией Матери – одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV  века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма.

Согласно легенде, эта чудотворная икона впервые объявилась в России при великом князе Димитрии Донском в 1383 году. «Она явилась сияющая лучезарным светом в Новгородских пределах, над водами Ладожского озера, невидимо несомая по воздуху ангелами». Несколько позднее святая икона Богоматери была чудесно обретена «жителями города Тихвина, среди болотистой местности, «парящей в воздухе и сияющей пресветлыми лучами». Устроенный на месте её чудесного явления деревянный храм во имя Успения Богородицы был в 1510 году возобновлён из камня, а спустя 50 лет здесь был основан Тихвинский Богородице-Успенский монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1612 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышавшие войска противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

 

— Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

По преданию икона Божией Матери принадлежала иноку Евфимию из города Устюга Великого Вологодской губернии, который после 1615 года пришёл в Казанскую землю и основал в 17 верстах от Казани в уединённом месте, окружённом семью озёрами, скит, получивший название Седмиезерного. Впоследствии Евфимий был взят в митрополичий дом и принёс туда свою икону. На месте скита со временем образовалась Казанская Седмиезерная Богородицкая пустынь. Позже в Смоленский храм пустыни была поставлена Седмиезерная икона.

Церковное предание гласит, что в 1654 году этот образ прославился заступничеством Богоматери от моровой язвы, или чумы. По видению инокини мавры Седмиезерную икону принесли в Казань, где горожане встретили её с чудотворной казанской иконой. В тот же день на этом месте в память обретения иконы была устроена часовня и водружён крест, а впоследствии был сооружён Кизический Введенский монастырь. Икону пронесли по всем домам города, и чума прекратилась. Этой иконе приписывают избавление Казани и от чумы 1771 года. Ежегодно икону с крестным ходом приносили в Казань. Её чтили не только православные жители Казани, но и люди других вероисповеданий.

 

15 июля – Ахтырской иконы Божией Матери (1739).

Ахтырская икона Божией Матери относится к числу наиболее прославившихся икон. Найдена 2 июля 1739 года о. Василием Даниловичем, священником Покровской церкви в городе Ахтырке Харьковской губернии, во время сенокоса в своём огороде около церкви. По одному из преданий, эта икона была с Петром Великим в Полтавском походе в 1709 году, следовательно, ещё до своего вторичного чудесного явления. После множественных чудесных явлений от лихорадки и знамений Св. Синод в 1751 году постановил почитать Ахтырскую икону за чудотворную. Императрица Елизавета Петровна внесла две тысячи рублей на новый каменный храм в честь иконы, построенный по проекту архитектора Б. Растрелли. Храм был освящённый в 1768 году. На иконе поясное изображение Богоматери, молитвенно сложившей руки на груди. Справа от Неё крест с распятым Иисусом Христом.

Чтимый список Ахтырской иконы находился в Москве, в церкви Николы Явленного на Арбате.

 

— Феодотьевской иконы Божией Матери (1739)

Икона Божией Матери явилась, согласно преданию, в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, известном под названием «Старое», недалеко от села Феодотьево. Она прославилась многими чудесными исцелениями. Икона была перенесена в Рязань и поставлена в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево.

Праздновние в честь этой иконы установлено 2 июля в 1618 году в память избавления Рязани от запорожских казаков во время войны России с Речью Посполитой. В 1711 году Феодотьевская икона была поновлена и поставлена в особом киоте в рязанском Успенском соборе. На ней изображена Богоматерь, держащая на левой руке Младенца. Он правой рукой благословляет, а левой держит свиток.

 

21 июля – Казанская икона Божией Матери

Икона Божией Матери явилась в Казани в 1579 году, после завоевания Казанского ханства Иоанном Грозным. Эта чудотворная икона явилась во сне одной благочестивой девочке по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону из земли. Было указано место. Сон повторялся трижды. Начальство не поверило матери и дочери, и тогда они сами начали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завёрнутой в кусок сукна. Архиепископ в присутствии градоначальника с крестным ходом перенёс икону в ближайшую церковь святителя Николая, а оттуда в Благовещенский собор.

Ныне в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове находится почитаемый список Казанской иконы, принесённый в 1612 г. войсками князя Пожарского, освободившими Москву от поляков.

 

25 июля – Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII)

В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед дамасским халифом в государственной измене. Халиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить её на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».

В Россию первый список иконы Богоматери «Троеручица» был принесён в 1661 году и установлен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал. В Москве находятся ещё два древних списка иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

 

29 июля – Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420)

Чирская или Псковская икона Божией Матери Одигитрии прославилась в селе Чирски Псковской губернии. В 1420 году при архиепископе новгородском и псковском Симеоне в княжение великого князя московского Василия Димитреевича над Псковом разразилось моровое поветрие. По преданию, 16 июля 1420 года во время крестного хода из села до Пскова «совершилось великое знамение» — из очей Матери Божией на иконе «истекли слёзы». Об этом был извещён псковский князь Фёдор Александрович. Он послал в Чирское село священников, которые принесли икону в Псков. При торжественной встрече её в городе слёзы истекли вновь. Народ взывал: «Господи помилуй! О, Пресвятая Владычица Богородица, не остави нас, но помоги нам, грешным и недостойным рабам твоим!»

Икону поставили в соборную церковь во имя Живоначальной Троицы. В память принесения иконы была построена в 1470 году Знаменская церковь в Старо-Знаменском Девичьем монастыре. Ежегодно, в день Преполовения пятидесятницы Чирская икона выносилась из Троицкого собора на реку Великую и обносилась вокруг города.

 

Подготовлено по книге «Чудотворные иконы Богоматери», 1993 

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"