Литературный портрет. Гончаров: Приговор обломовщине

К 210-летию со дня рождения русского писателя, литературного критика

Ивана Александровича Гончарова

(1812-1891)

 

Иван Александрович Гончаров происходил из старинного купеческого рода. Родился 18 июня 1812 г. в г. Симбирск (ныне Ульяновск). В возрасте 7 лет потерял отца, его воспитание легло на плечи матери и крестного.

Учился в Московском коммерческом училище, затем поступил в Московский университет, в 1834 году окончил словесное отделение.

В 1830-е сблизился с семьей академика живописи Н.А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), поместил анонимно первые сочинения «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Из ранних произведений значителен очерк «Иван Савич Поджабрин» (1842).

В 1846 году Гончаров знакомится с В.Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. Вышедший в 1947 году первый роман Гончарова «Обыкновенная история», Белинский охарактеризовал как «…страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму».

В 1852-1854 годах писатель участвовал в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат «Паллада» (1958). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии.

Второй роман «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе другой критик – Н.А. Добролюбов – увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова – типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В романе «Обрыв» (1869) с одной стороны сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой – сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки).

В последние годы жизни Гончаров написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» (1872) Гончаров дал тонкую оценку пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова и её сценического воплощения.

Особое место занимают критические заметки писателя о собственных сочинениях: «Предисловие к роману «Обрыв», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Лучше поздно, чем никогда».

Гончаров вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 1840-1860-х годов. Три романа объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.

В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его…». Понятие «обломовщина» стало образом отсталости, паразитизма, лени и инертности и прочно вошло в обиход. Л.Н. Толстой писал: «Обломов» – капитальная вещь, какой давно, давно не было… Но что приятнее… это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике».

В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл. А еще один великий русский писатель И.С. Тургенев сказал о нем так: «…пока останется хоть один русский, – до тех пор будут помнить Обломова».

 

Подготовлено по книгам из фонда библиотеки:

1.Русские писатели. XIX век: Большой учебный справочник, 2000

2.Большая литературная энциклопедия, 2005

Написать комментарий: "Литературный портрет. Гончаров: Приговор обломовщине"