ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников икон Божией Матери. 2022 год

 

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

 

3 июня – Владимирской иконы Божией Матери, в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году

Это великая, заветная святыня Русской земли была, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще в I веке по Рождестве Христовом на доске из того стола, на котором трапезовали Иисус Христос с Пречистою Своею Матерью и Иосифом. До середины XII века она находилась в Константинополе, а затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Почитаемый образ Пресвятой Богородицы был помещен в монастыре в Вышгороде, близ Киева.

Благоверный князь Андрей Боголюбский взял эту икону с собой, отправляясь во Владимиро-Суздальскую землю. Вначале она находилась в основанном святым князем Андреем Боголюбском монастыре, а в 1160 году была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала именоваться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы.

В память об этом установлены особые дни празднования этой иконы:

6 июля – в память спасения Москвы от войск Ахмата в 1480 году

8 сентября – в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году

 

5 июня – Челнской иконы Божией Матери

По преданию, явилась в челне, на берегу реки Десны, против Трубчевского Челнского Спасского Преображенского монастыря, находившегося в 12 верстах от города Трубчевска Орловской губернии. Монастырь был основан или возобновлён в XVI столетии одним из князей трубчевских – Алексеем Никитичем.

 

— Псково-Печерской иконы (Умиление) Божией Матери

Икона известна с 1524 года. Она находится в Псково-Печерском монастыре и, по преданию, прославилась вместе с Псково-Печерской иконой Успения Богоматери в 1581 году, во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием.

Празднование в честь этой иконы 20 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. С 1894 года по разрешению Св. Синода с Псково-Печерской иконой «Умиление» совершался крестный ход в Ригу. Этот образ «Умиление нужно отличать от других икон Богоматери, известных под тем же названием. На Псково-Печерской иконе «Умиление» Богоматерь представлена сидящей, в короне, с руками, молитвенно сложенными на груди. Взгляд Её устремлён вниз, на Младенца, лежащего на Её коленях. Младенец обнажён, в правой руке у него держава.

 

10 июня – Никейской иконы Божией Матери (304)

Прославилась в 304 году при осаде Амиром Вифинского города Никеи в Малой Азии. По преданию, один человек по имени Константин, увидев икону Богоматери, бросил в неё камень, а затем стал топтать её ногами. После этого он увидел во сне Божию Матерь, Которая сказала ему: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». На другой день, когда неприятель устремился на городскую стену и началось сражение, Константину, взбежавшему вместе с другими на стену, разбило голову и лицо. Таким образом, он, по предсказанию Богородицы, получил достойное возмездие за своё нечестие. Отцами I Вселенского Собора в 325 году было установлено петь перед этой иконой: «Бысть чрево Твое святая трапеза». Иконографический тип образа – Знамение. Перед Богоматерью поясное изображение Младенца в чаше, стоящей на столе.

 

— Галичской, или Чухломской иконы Божией Матери

По преданию, явилась в 1350 году св. Авраамию, галичскому и чухломскому чудотворцу (сконч. 20 июля 1375 года). Он был пострижен св. Сергием Радонежским, стал священником и просил преподобного Сергия благословить его на пустынное жительство. По указанию Божию он пришёл к Галичскому озеру и остановился на его пустынном берегу против города Галича Костромской губернии. После молитвы Авраамий услышал голос и увидел свет на соседней горе, более просторной, но икона исчезла и вновь появилась на прежнем месте. Тогда он перенёс построенную часовню на эту гору, избранную Самой Богородицей, и окончательно поселился здесь. Галичский князь Димитрий Феодорович просил Авраамия придти к нему с иконой. Авраамий переправился на лодке через озеро и был торжественно встречен в городе. Вскоре на указанном Божией Матерью месте была построена церковь во имя Успения и около неё основан Авраамиев Городецкий Покровский монастырь. От этого и находящаяся в нём икона иногда называется Городецкой. Празднование её совершается три раза в год: 10 июня, 2 августа и 28 августа.

Преподобный Авраамий основал ещё несколько монастырей. Последним из них был Чухломской, на берегу Чухломского озера, против города Чухломы. По названию этого монастыря Авраамий получил имя Чухломского. Поэтому и обретенная им икона Божией Матери Галичской называется ещё и Чухломскою.

 

11 июня – иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Название иконы выражает любовь Пресвятой Богородицы к роду человеческому: Споручница значит Поручительница или посредница между Иисусом Христом и согрешившими людьми, неусыпная за них «Ходотаица и Молитвенница». Происхождение иконы неизвестно. Полагают, что она выражает слова одного из акафистов Богоматери: «Радуйся, руце Твои в поручении о нас Богу приносящая». По преданию появилась она в Орловской епархии, в Николаевском Одрине монастыре, находящемся на реке Одрине близ города Карачаева. Икона долгое время стояла в часовне за монастырскими воротами среди других старых икон и почернела настолько, что изображение было еле видно, а надписи и вообще нельзя было разобрать. Летом 1844 года после молебна перед иконой исцелился двухлетний сын купчихи Почепиной, страдавший жестокими припадками, которые не смогли излечить лучшие врачи. Затем совершились другие чудеса, икона стала почитаться чудотворной. Позднее, в конце XIX века, в Одрине монастыре в честь иконы был воздвигнут каменный трёхпрестольный храм.

 

13 июня – Тупичевской иконы Божией Матери (празднование в День Святого Духа)

По преданию явилась в начале XVII века в урочище Тупичевщине, недалеко от уездного города Мстиславля Могилевсой губернии. Чудесное явление иконы произошло на горе близ реки Вехры на земле Тупичевских шляхтичей братьев Филимона, Самауила и Мартина Москевичей. На месте явления иконы по завещанию их отца Константина Москевича, на средства покровителя монастыря, Мстиславского подкормия Богдана Стеткевича, в 1641 году был основан Мстиславский Тупичевский Святодухов монастырь. В собранном храме монастыря, построенном в 1645 году, в особом прделе хранилась Тупичевская чудотворная икона.

В 1847 году было разрешено переносить икону накануне праздника святителя Николая с крестным ходом в другие монастыри Могилевской епархии: в Могилевский Никольский, в Мозоловский Вознесенский, в Могилевский Спасо-Преображенскй, в Мстиславский Николаевский, с тем, чтобы обратно она приносилась 27 августва (28.08. второе празднование Тупичевской иконы Божией Матери).

 

18 июня – Игоревской иконы Божией Матери (1147)

Икона принадлежала святому благоверному киевскому князю-страстотерпцу Игорю Ольговичу Черниговскому, в святом крещении Гавриилу (сконч. В 1147 году, память 19 сентября). Брат Игоря, Всеволод, отобрал киевский престол у потомков Мономаха и при смерти своей передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаху Изяславу. Игорь был разбит и заключён в Выдубицкий монастырь, затем в Переславский Ивановский, ещё позднее – в Киевский Феодоровский, где был пострижен в монахи. Между тем другой брат Игоря, Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли против Игоря чернь, схватили князя и безжалостно убили. Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный к лику святых, молился перед своей келейной иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной.

Икона находилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Празднование в честь иконы совершается 18 июня – день перенесения святых мощей благоверного князя Игоря из Киева в Чернигов в 1150 году.

 

— Кипрской иконы Божией Матери (празднование в День Святого Духа (13.06)

Кипрская икона Божией Матери находится на острове Кипре, в монастыре, устроенном на месте её явления в 392 году. В греческом синаксаре на Неделю Православия есть сказание об одной иконе Божией Матери. Полагают, что оно относится именно к Кипрской иконе: «На воротах, ведущих к церкви Пресвятыя Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Её сидящей на престоле с предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо церкви, задумал поглумиться; он прицелился из лука в образ Богородицы и послал стрелу, которая попало в колено Богоматери. Тотчас из раны потекла кровь. Он в ужасе помчался на своей лошади домой, но на пути пал мёртвый».

Копии этой иконы находились в Москве, в Успенском соборе Кремля (сейчас там копия XVII века, без ангелов и предстоящих) и в церкви св. Николая в Голутвине, а также в селе Стромынь под Москвой.

 

19 июня — Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Основой написания иконы послужило пророчество Симеона Богоприимца, старец обратился к Богоматери со словами: «Вот лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле. И будет Он предметом пререканий: Они будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копьем. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданием».

На иконе изображена Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами – по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Св. Писании вообще означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Её жизни на земле. После всего сказанного понятно вполне, почему такую икону называют «Симеоново проречение», она же называется и «Умягчение злых сердец». Празднование этой иконы совершается в неделю Всех Святых.

 

— Иконы Божией Матери «Нерушимая Стена», или Оранта

«Орантами» называли изображение человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта называется также Панагией, Богоматерью Влахернитисса, или Нерушимой Стеной. Названа так потому, что на протяжении всего времени существования, с 1049 года оставалась неповреждённой. Панагия означает в переводе с греческого Всесвятая. Так же назывались небольшие круглые иконки Богоматери Оранты, которые стали нагрудным знаком архиереев. Оранта «Нерушимая Стена» знаменует собой Богоматерь-заступницу. Изображение выполнено из мозаики. Богоматерь изображена во весь рост, одна, без Младенца, стоящей на золотом мозаичном фоне и молящейся с воздетыми вверх руками. Икона Божией Матери находится в соборе в честь Софии Премудрости Божией в Киеве.

 

21 июня – Урюпинской иконы иконы Божией Матери (1827)

Икона Божией Матери, согласно преданию, явилась 21 июня 1827 года на дереве подвижнице Ирине. Чудесное явление произошло на берегу реки Хопер, на нагорной стороне Урюпинского юрта, у станции Урюпинской Хоперского уезда области Войска Донского. Икона некоторое время хранилась в келье у Ирины, а в 1854 году была перенесена в местный храм Покрова Пресвятой Богородицы и поставлена в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. От неё происходило множество чудесных исцелений от язв, ран, паралича, болезней сердца, ревматизма и других.

 

— Ярославской иконы Божией Матери (XIII)

Ярославская икона Божией Матери – одна из наиболее древних чудотворных икон Русской Церкви. По преданию, образ был принесён в XIII веке в Ярославль свв. Благоверными князьями Василием (1238-1249) и Константином (1249-1257) Всеволодовичами (память св. князей 16 июля). В честь этой иконы был освящён нижний храм в Ильинской Ярославской церкви. Отличительные признаки этой иконы – Младенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Неё. Левой рукой Он касается подбородка Богоматери, Которая щекой прижалась к Его голове.

 

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть», или «Милующая»

Икона находится в алтаре Свято-Успенского соборного храма в Карее – административном центре Афона. Там однажды в келью к иноку зашел некто странник. Это было под воскресный день. Оба они стали петь всенощную, и когда инок запел было древнюю песнь Богородице – «Честнейшую Херувим», то странник сказал: «У нас не так величают Богородицу; мы поем прежде «Достойно есть» и затем прибавляем «Честнейшую». Инок просил гостя написать это, чтобы и ему так петь. За неимением бумаги он написал на камне, размягчившемся подобно воску, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидимым. После такого чуда икона взята была в соборный храм и получила название «Достойно есть», или «Милующая».

 

— Табынской иконы Божией Матери

Табынская икона Казанской Божией Матери явилась, согласно преданию, во второй половине XVI века иеродьякону одного монастыря. Это явление произошло около села Табынского Стерлитамакского уезда Уфимской губернии на большом камне у подошвы горы над источником, называемым «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первой половине XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали, пока один из них, раскаявшись, не прозрел. Икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери.

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"