ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников икон Божией Матери. 2022 год

 

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

Апрель

1 апреля – Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103)

Смоленская икона Божией Матери «Умиление» явилась, по преданию, в 1103 году и находилась в Смоленске. Она изображает Богоматерь с умилением смотрящую на Младенца, Который лежит у Неё на коленях с державой в правой руке.

В Смоленске имелась другая икона Богоматери, именуемая «Умиление». По преданию, она принесена из Грузии, но кем и когда – неизвестно. Она постоянно находилась в лагере воеводы Шеина во время смуты, когда он в течение 20 месяцев удерживал полчища поляков от разорения Смоленска. Икона хранилась в смоленской церкви в Окопах – месте, где был лагерь Шеина. Образ этот прославился многими чудесами.

 

6 апреля – Икона Божией Матери «Тучная гора»

По преданию, около 300 лет тому назад, эта икона была подарена тверскому гражданину Косьме Волчанинову настоятелем одного тверского монастыря в благодарность за производство внутренних работ в храме. Один из внуков Косьмы пренебрёг иконой и отнёс её на чердак. В доме начались ссоры, невестка внука хотела покончить с собой, но ей явился неизвестный инок и велел молиться иконе Божией Матери «Тучная гора». У Волчаниновых икона хранилась более 150 лет, а затем перешла к Екатерине Васильевне Волчаниновой, вышедшей замуж за Георгия Ивановича Коняева, в семье которого икона очень почиталась.

В 1863 году причт и староста кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери в Твери решили устроить придельный храм для служения ранних литургий. К ним старец Коняев и принёс свою икону, так как место, на котором стояла Тверская Смоленская церковь, в старину называлась «горой», как самое высокое в городе. В 1866 году постройка второго придела храма была закончена, и её освятил епископ Старицкий Антоний. На иконе «Тучная гора» Богоматерь изображена стоящей во весь рост на полукруглой возвышенной горе. На левой руке она держит Младенца Иисуса, благословляющего десницею. Голова Пресвятой Богородицы украшена короной, а в правой руке у неё находится небольшая гора, на которой изображён верх храма с куполами и крестами.

 

7 апреля – Икона «Благовещение Богоматери» (Московская)

Эта самоизобразившаяся икона находилась в Московском Кремле, в церкви Благовещения, что на житном царском дворе, под горою, между Тайницкой и угловой Водовзводной башнями. Житница примыкала к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. По преданию, при царе Иоанне Грозном сюда был заключён некий оклеветанный воевода. Он усердно молился, и ему явилась Богоматерь и приказала просить царя об освобождении. Только после второго явления Богоматери воевода послал доложить о себе царю. Посланные за узником были поражены, увидев на стене башни самонаписанную икону Благовещения Богоматери.

Царь, узнав о чуде, велел освободить воеводу, а при образе воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Г. Шеделя. Внешняя стена башни с иконой стала южной стеной церкви, а башня, получившая название Благовещенской, служила колокольней. Образ этот, выполненный на штукатурке, был украшен великолепным киотом и серебряной ризой. После реставрационных работ 1932-1933 годов на стенах Кремля ни церковь, ни икона не сохранились.

 

Икона «Благовещение Богоматери» (Киевская)

Киевское «Благовещение Богоматери» находится в Софийском соборе Киева. Собор начали строить в княжение Ярослава Владимировича Мудрого между 1017 и 1019 годами, и к 1032 году он был закончен, украшен мозаиками, фресками и освящён. «Благовещение» выполнено в мозаике и размещено на двух столбах восточной алтарной арки собора, перед апсидой. На левом столбе помещён архангел Гавриил, а на правом – Пресвятая Богородица. Фигуры Гавриила и Богоматери изображены на золотом мозаичном фоне. Архангел одет в белый хитон и в короткий плащ из кубиков светлых зеленоватых и синеватых оттенков со светло-зелёными тенями. Светлая гамма цвета подчеркивает радостную, благую весть. Богоматерь, напротив, выполнена в глубокой насыщенной цветовой гамме: синие тона одежды, красная пряжа. Она стоит на подножии, в левой приподнятой руке держит куделю красной шерсти, от которой нить тянется к красному веретену в правой руке.

 

16 апреля – иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет»

На иконе «Неувядаемый Цвет» (Благоуханный Цвет) Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Неё цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы. Списки иконы прославились в Москве, в церкви Успения на Могильцах и в Алексеевском монастыре; в Богородицко-Рождественской церкви города Воронежа; в городе Кунгуре Пермской губернии и в городе Кадоме Тамбовской губернии; в Милостиво-Богородицком женском монастыре. С подобным названием имелась икона Богоматери в Никольской церкви села Будищ Полтавской губернии, местночтимая и древняя. Из надписи на ней видно, что она поновлена. На Русь икона попала через паломников в XVII – XVIII веках. Перед иконой «Неувядаемый Цвет» молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности. Обращаются при горестях в семейной жизни. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний.

 

25 апреля – «Белыничская икона»

Белыничская икона Божией Матери известна с XIII века и первоначально находилась в православном храме, в местечке Белыничи, на берегу речки Друти, притоке Днепра, в 45 верстах от Могилёва. Во время Унии была поставлена в костеле Белыничского монастыря, основанного в 1522 году великим литовским гетманом, князем Львом Ивановичем Сапегой как католический кармелитский. Икона почиталась и католиками, и православными. В 1832 году после Польского восстания монастырь был закрыт, а в 1867 год и сам костел передан в православное ведомство. В 1877 году по Высочайшему повелению Александра II Освободителя в Белыничи был переведён из города Мстиславля Николаевский мужской монастырь для нужд православных белорусов, и образован Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь, в главном храме которого, построенном в 1761 году в честь Рождества Богородицы и находилась Белыничская икона. Икона была поставлена в алтаре церкви на стене, на возвышенном месте. На площадку, устроенную перед ней, вели две чугунные лестницы с правой и левой сторон алтаря.

 

25 апреля – «Муромская икона»

Св. князь Муромский Константин Святославович, (сконч. В 1129 году), по преданию, пришёл в Муром из Киева в начале XII века и долго пытался склонить обитателей его к христианству, но не имел успеха. Приверженцы языческой старины составили заговор и поклялись убить или выгнать князя. Константин, узнав об этом, вышел к заговорщикам с иконой Богоматери, и они, оробев, неожиданно переменили свои намерения.

Спустя около двухсот лет после этого, в конце XIII века, св. Василий, епископ Муромский, подвергся несправедливому подозрению в неправедной жизни. Раздражённый народ хотел убить епископа. Но Василий, испросив отсрочку своей смерти до утра, всю ночь молился в храме строастотерпцев Бориса и Глеба; затем, совершив литургию, он пошёл в церковь Благовещения и отпел молебен перед Муромской иконой. Взяв чудотворную икону, он пошёл на берег Оки, снял мантию, положил её на воду и с иконой в руках встал на неё. Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до места, называемого старая Рязань. Рязанский князь и народ с честью приняли его и св. икону. Через три года, в 1921 году св. Василий переселился в Новую Рязань, как место более защищённое от нападений монголов, и туда перенёс икону. С тех пор епископская кафедра в Муроме была упразднена и учреждена новая – в Рязани.

Чудотворная икона находилась в рязанском кафедральном соборе. Сначала празднование ей совершалось во 2-ю неделю Петрова поста , затем – в Фомину неделю, а в 1814году, по просьбе жителей Рязани, празднество это указом Св. Синода перенесено на 12 апреля (ст. стиль) – 25 апреля (нв. стиль).

 

26 апреля – Шуйской иконы Божией Матери (переходящее празднование: во вторник Светлой седмицы)

Шуйская икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, по преданию, впервые прославилась в 1654-1655 годах в царствование Алексея Михайловича, когда город Шую Смоленской губернии посетило ужасное моровое поветрие, свирепствовавшее в те годы и по всей России. Тогда, по наитию свыше, одним иноком, после молитвы и говения была написана икона Пресвятой Богоматери Смоленской для Воскресенского приходского храма города. С крестным ходом она была внесена в храм. Город был избавлен от морового поветрия. Копия с этой иконы находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. В книге «Краткое сказание о чудотворной иконе Смоленской» описано более ста чудесных случаев, происшедших от Шуйской иконы.

 

27 апреля – Виленская – Остробрамская икона Божией Матери Одигитрия (переходящее празднование: в среду Светлой седмицы)

Икона привезена в Вильну из Крыма, из Херсона, или Корсуня великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345-1377). Ольгерд подарил икону своей супруге, которая затем принесла её в дар Виленской Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики литовские. Окрестная местность тогда заселялась исключительно православными и получила название острого, или Русского конца. Икона находилась в часовне над Острыми воротами (по –польски – «Остра Брама») и празднование в её честь было установлено 14 апреля – в день памяти литовских мучеников. В апреле 1948 года в Остром конце была заложена новая городская стена с большой башней – «Острые ворота», а икона поставлена с южной стороны в киоте. При короле Сигизмунде Казимировиче в начале XVI века православная церковь в Литве благоденствовала, но затем начала слабеть. Часовня с иконой запустела, а жители Вильны направлялись к другой иконе – Одигитрии, привезённой из Москвы в 1495 году. В 1596 году после объявления Унии Свято-Троицкий монастырь перешёл к унитам, также и часовня с иконой. В 1839 году монастырь вернулся к православным, а часовня с иконой перешла к латинским монахам кармелитам. Богоматерь на иконе изображена одна, без Младенца.

 

27 апреля – Касперовская икона Божией Матери (переходящее празднование: в среду Светлой Седмицы)

По преданию была принесена в Россию из Трансильвании в конце XVI века одним сербом, поселившимся в Херсонской губернии. Икона долгое время переходила по наследству и в 1809 году стала собственностью помещицы Касперовой, владелицы деревни Ново-Ивановка Ольвиопольского уезда. В феврале 1840 года во время усердной молитвы Касперовой перед иконой, она чудесным образом обновилась. На потемневшем от времени образе с едва различимыми чертами, лики Богоматери и Спасителя вдруг просветлели, после чего произошло много чудесных исцелений и знамений. Во время Крымской войны 1853-1856 годов в осаждённой неприятельским флотом Одессе 1 октября был совершён крестный ход с чудотворной иконой. Город остался невредимым, и было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, а день 1 октября – праздником священнейшим».

На иконе имеется надпись: «Прославленная святыня тысячелетнего благосостояния России». Богоматерь изображена на иконе с Предвечным Младенцем на левой руке, придерживающей Его голову ладонями. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой держится за плат-омофор, покрывающий Приснодеву. Владычица и Богоматерь изображена только по верхнюю часть груди. По краям иконы помещены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, с другой – мученица Татиана.

 

29 апреля – Икона «Живоносный Источник» (переходящее празднование: в пятницу Светлой Седмицы)

Образ Божией Матери «Живоносный Источник» происходит от древнего греческого образа, связанного с древнейшим и всенародно чтимым храмом этого имени за стенами Константинополя, возле Силистрийских ворот. У этих ворот, называемых также «Золотыми», была роща с кипарисами, платанами, издавна посвящённая Пресвятой Богородице, посреди которой находился источник, прославленный чудесами, но со временем заглохший. В царствование императора Маркиана (391-457 годы) воин Лев Маркел, проходя поблизости, услышал голос, сообщавший ему об источнике и предлагавший помощь в строительстве храма на этом месте. Став императором, Лев Маркел (457-473 годы) вспомнил о явлении ему Божией Матери, очистил источник и построил над ним храм во имя Пресвятой Богородицы, назвав его «Живоносный Источник».

Через 100 лет император Юстиниан Великий (527-565), больной водянкой, исцелился, выпив воды из источника, и воздвиг около храма, устроенного Львом, новый храм. Впоследствии здесь возник монастырь.

В России, начиная с XVI века утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, Божией Матери «Живоносного Источника». Храмовые иконы «Живоносного Источника» есть в московском Новодевичьем монастыре, в Астрахани, Липецке, Саратове и других местах.

 

Подготовлено по материалам книги «Чудотворные иконы Богоматери»

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"