ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ

Календарь праздников икон Божией Матери. 2022 год

Россия – Святая Русь – издревле именовалась «Домом Пресвятой Богородицы». Как свидетельствует вся русская история на протяжении столетий, это наименование имеет глубокий смысл.

Все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты приходила ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, от мора, голода и других бед. Воистину возлюбила Богородица Россию, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Её, как на Руси. Своё незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на русской земле, Матерь Божия являла через эти иконы, благоговейно чтившиеся русским народом как видимые знаки Её покровительства. По вере народа, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в годы бедствий, угрожавших самому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами Пресвятая Богородица спасала русскую землю от страшного разорения, а народ – от погибели…

Исход великих исторических событий также связан с чудотворным влиянием образов пресвятой Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на реке УгреВладимирская; в смутное время при изгнании поляков из Москвы – Казанская; в Полтавской битве Каплуновская; при утверждении правящей династии Романовых – Феодоровская.

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наш Центр и Москву, северные пределы – Тихвинская, юг – Донской образ Пречистой, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, на восток до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

 

 *****

 

Март

 

15 марта – «Державная» икона Божией Матери

 Явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения императора Николая Александровича от престола. Царица Небесная изображена на этой иконе, как Царица Земная.

Крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починки Бронницкого уезда Жирошкинской волости, жившей одно время в слободе Перерве, напротив села Коломенского через Москву-реку, было сновидение, в котором таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной и пусть молятся». В другом сне ей приснилась белая церковь и величественно восседающая в ней Женщина. В этой Женщине Андрианова сердцем признала Царицу Небесную, хотя и не видела Её святого лика. Не имея возможности отрешиться от своих сновидений, Андрианова решила идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. При виде Вознесенской церкви она сразу узнала в ней ту самую, которую видела во сне. Настоятель церкви Вознесения о. Николай Лихачёв, выслушав её сон, показал все старинные иконы Богоматери в иконостасе, но ни в одной из них не находилось сходства с увиденной во сне. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её промыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зелёной подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях Она держала Младенца. В этом образе Андрианова увидела полное исполнение своих сновидений.

После обретения «Державной» иконы сложилась легенда, что Богоматерь взяла на Себя Верховную Царскую власть над Россией и над народом, отвергшим Царя-Помазанника. Что пройдя через неисчислимые страдания, кровь и слёзы, после покаяния русский народ будет прощен и Царская власть, сохранённая Самой Царицей Небесной, будет возвращена России. Поэтому на почитателей этой иконы, молившихся перед списками с неё по всей стране, обрушились жесточайшие гонения. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы – изъяты из всех церквей. Где в настоящее время находится подлинник «Державной» иконы Божией Матери – неизвестно? Вскоре после появления иконы в селе Коломенском, Вознесенский женский монастырь в Москве, по записям в своих книгах, установил, что икона эта прежде принадлежала ему. В 1812 году, при эвакуации монастыря их Кремля в связи с нашествием Наполеона, эту икону в числе других передали на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, но она не была возвращена. По-видимому, икона впоследствии была обратно передана в Вознесенский монастырь. Позднее икона находилась некоторое время в Мариино-Марфинской обители в Замоскворечье.

 

16 марта – «Волоколамская» икона Божией Матери

 Волоколамскую икону Божией Матери привёз из Москвы преподобный Иосиф (сконч. 9 сентября 1515 года) в основанный им Иосифо-Волоколамский монастырь, по имени которого чудотворный образ получил название Волоколамской. Прославление образа последовало 16 марта 1677 года, когда при обращении к нему произошло много чудесных исцелений. Это список так называемой «запасной Владимирской» иконы, выполненной предположительно знаменитым иконописцем св. преподобным Андреем Рублёвым. Рублёвский вариант получил широкое распространение в XV веке. Это объясняется славой Рублёва и тем, что Рублёвская икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

 

18 марта – иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание»

 Эта икона – список с древней византийской иконы, который получил название «Воспитание» в России, так молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. До 1917 года святой образ помещался в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян, сейчас там находится список с чудотворной иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями. Перед иконой родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Её Покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. До наших дней дошла краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».

 

20 марта – иконы Божией Матери «Споручница грешных»

 Названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал мне за них руце слышати Мя выну, да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно через меня испросят». Наименование иконы выражает любовь Пресвятой Богородицы к роду человеческому: Споручница значит Поручительница или Посредница между Иисусом Христом и согрешившими людьми, неусыпная за них «Ходотаица и Молитвенница». По преданию, появилась она в Орловской епархии, в Николаевском Одрине монастыре, находящемся на реке Одрине близ города Карачаева. Икона долгое время стояла в часовне за монастырскими воротами среди других старых икон и почернела настолько, что изображение было еле видно, а надписи и вообще нельзя было разобрать. Летом 1844 года после молебна перед иконой исцелился двухлетний сын купчихи Почепиной, страдавший жестокими припадками, которые не смогли излечить лучшие врачи. Затем совершились другие чудеса, икона стала почитаться чудотворной. Позднее, в конце XIX века, в Одрине монастыре в честь иконы был воздвигнут каменный трёхпрестольный храм.

 

21 марта – иконы Божией Матери «Знамение Курской-Коренной»

Курская икона Божией Матери «Знамение» – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. По преданию, явилась в XIII столетии во время татарского нашествия одному охотнику лежащей ликом вниз в корнях дерева на берегу реки Тускари, недалеко от разорённого Курска. На месте находки забил чистый и многоводный ключ. В сентябре 1295 года охотник построил там небольшую деревянную часовню для иконы. Её стали посещать жители Рыльска, и князь Василий Шемяка приказал принести икону в город.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икону доставили в Москву. Где её торжественно встретили. Царица Ирина Феодоровна украсила её богатой ризой, царь повелел облечь в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками по сторонам. Икону затем возвратили, а на месте часовни основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был рыльский священник Георгий в монашестве Евфимий. В том же году построили другую церковь во имя «Живоносного Источника». Монастырь стал называться Коренной пустынью в память явления иконы на корне дерева. При очередном нашествии крымских татар икону перенесли в город Курск, в Знаменский соборный храм, а в пустыни оставили точный список. Ей благоволили Борис Годунов и даже Самозванец, который перенёс её в свой лагерь в Путивле, а затем икона была перенесена в Москву в царские хоромы, где она была до 1615 года. В 1615 году по особому прошению жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ в курский соборный храм. В 1618 году икону перенесли в собор Знаменского монастыря Курска.

В 1676 году икону «Знамение» Божией Матери приносили на Дон для благословления донских казачьих войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы в серебряном позолоченном кладе, с повелением носить этот список в походах православных воинов. В 1812 году курское городское общество послало Кутузову список с чудотворной Курской иконы.

В марте 1898 года некие злоумышленники, желая подорвать народную веру, решили уничтожить икону. Во время всенощного бдения они подложили бомбу с часовым механизмом. Во втором часу ночи был сильный взрыв, но икона осталась целой.

 

Подготовлено по книге «Чудотворные иконы Богоматери», 1993

Написать комментарий: "ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НАД РОССИЕЙ"