«Человек – есть бесконечность»: Литературный портрет. Павел Александрович Флоренский

22 января – 140 лет со дня рождения русского религиозного философа, богослова, поэта

Павла Александровича Флоренского (1882-1937)

 

Павел Флоренский – одна из самых ярких фигур в религиозно-философском возрождении русской мысли начала XX века. Крупнейшие энциклопедические словари мира характеризуют священника Павла Флоренского как православного философа и богослова, физика, математика и инженера, поэта. Значение его деятельности для развития отечественной культуры и науки стало осознаваться только на рубеже XX-XXI веков. Часть обширного наследия отца Павла ещё ждёт своего опубликования.

 

Флоренский родился в семье инженера путей сообщения, участвовавшего в строительстве Закавказской железной дороги. Окончил гимназию в Тифлисе, затем поступил на физико-математический факультет Московского университета (отделение чистой математики), где одним из преподавателей был профессор Н. Бугаев. Через его сына, Андрея Белого, Флоренский вошёл в круг символистов.

 

В 1904-1908 П.А. Флоренский учился в Московской духовной академии, создал интереснейшие учебные курсы по истории философии, философии культуры и культа и т.д. Его работа «О символах бесконечности» 1904 – первая публикация по теории множеств в России – до сих пор сохраняет своё научное значение.

 

Сборник стихов «В вечной лазури» (Сергиев Посад, 1907), отмеченный их влиянием, оказался единственным поэтическим сборником в творческом наследии Флоренского.

 

 

В 1911 был рукоположен в сан священника, незадолго до этого женился на сестре своего друга Анне Михайловне Гиацинтовой, молодой сельской учительнице. Гиацинтова действительно понесла крест, выйдя замуж за гения (все уже тогда понимали, что этот человек – гений). Умерла Анна Михайловна уже в 1970-х годах, на несколько десятилетий пережив своего мужа.

 

Дети и внуки Флоренского стали учёными, один из внуков – крупный учёный Павел Васильевич Флоренский, другой – монах, игумен Андроник (Трубачёв), – биограф и исследователь творчества Павла Александровича Флоренского.

 

В 1912-1917 Флоренский был редактором журнала «Богословский вестник». В 1914 состоялась защита магистерской диссертации, продолжающей и развивающей тему кандидатского сочинения. П.А. Флоренскому была присуждена учёная степень магистра богословия. Диссертация опубликована под названием «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи» (М., 1914). Переизданная в 1990, книга остаётся одним из самых спрашиваемых в библиотеках религиозных сочинений. Слово «теодицея» происходит от греческого «теос» – Бог и «дикэ» – справедливость и переводится как «богооправдание», то есть объяснение, почему на Земле, созданной Богом, так много зла.

 

После Октябрьской революции (1917) П.А. Флоренского пригласили в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Он спасал от уничтожения ценнейшие памятники отечественной культуры, передавал культурные ценности в Государственный исторический музей, благодаря чему они сохранились до наших дней.

 

Флоренский участвовал в работах по электрификации России по плану ГОЭЛРО, был в составе одной из комиссий Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). С 1927 года он соредактор «Технической энциклопедии», написал для нё более 100 различных статей. Многочисленные изобретения Флоренского в разных областях науки и техники играли важную роль в развитии народного хозяйства.

В 1933 Павел Флоренский был арестован и отправлен сначала в Бамлаг, потом в Соловецкий лагерь. Но и там до самой смерти (расстрелян в 1937 году) ему удавалось вести научные исследования – свойств йода, проблемы строительства в условиях вечной мерзлоты (по его методу построят Норильск и Сургут), писать литературные произведения и стихи.

В 1959 году был реабилитирован за неимением состава преступления.

Поклонники называли его новым Леонардо да Винчи, гениальным философом и разносторонним учёным. Он обладал удивительной работоспособностью. Профессор Московской духовной академии, поэт-символист, астроном, математик, физик, историк искусств, инженер-электрик, профессор перспективной живописи, музыкант, полиглот (знал латинский, древнегреческий, ведущие европейские языки, языки Китая, Ирана, Индии), Флоренский ставил своей целью найти пути к будущему цельному мировоззрению.

5 декабря 2012 года в Сергиевом Посаде открыт памятный знак «Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий XX века», установленный Фондом Павла Флоренского. Открытие знака было приурочено к памятной дате – 75-летию со дня расстрела и мученической смерти Павла Флоренского. Автор проекта – художник-монументалист Мария Тихонова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворения Павла Александровича Флоренского

 

Андрею Белому

Ты священным огнём меня разом увлёк! –

Песнопения волны носились…

Хризолитовых струй всюду виделся ток,

Золотистые змейки искрились.

Жидким золотом вдруг засверкал океан –

огневеющим кружевом линий.

Потянулся столбом голубой фимиам

и в эфир отвердел тёмно-синий…

Апрель 1904

 

На мотив из Платона

Душа себя найти желает,

Томится по себе самой,

Тоскливо по себе вздыхает

И плачет в горести немой.

Дрожащий в тусклых очертаньях

Пред ней витает мир идей,

И Эрос, — мощный чародей, —

Душой во сне или в мечтаньях

В какой-то миг овладевает.

Душа томится и рыдает.

И вот почудилось, что снова

Душа-близнец ей найдена.

Полёт в Эфир свершать готова

На белых крыльях не одна.

Но сон проходит, и тоскливо

Она взирает вкруг, стеня,

И шепчет страстно-сиротливо:

«Найди меня, найди меня…»

<1905>

 

Звезде Утренней

Богородица ясная,

не оставь, помоги.

Жизнь мятётся ненастная,

обступили враги.

 

Розовым облачком, Нежная,

Ты в лазури скользишь, –

жду в тревоге мятежный я,

жду я мира. Дай тишь!

 

Пронизается алостью

далей синяя муть.

Вновь нечаянной Радостью

Не зардеется ль грудь?

 

Amor fati

День и ночь проходит ровной

Чередой, а ты не видишь,

Как безмолвно я страдаю

И не жалуюсь ничуть.

 

Было время: я подняться

Думал вверх струёй фонтанной.

Но, поднявшись до вершины,

Низвергался с высоты.

 

Я сказать тебе не смею

(да и чем ты мне поможешь?)

И, томяся неисцельно,

Я стараюсь хоть заснуть.

 

И душа полна тоскою

(не понять тебе усопших!),

Смерть повила взор печальный –

Чёрным крепом мне глаза.

 

Близка гибель, – Бог далече,

И ему душой молиться

Я не смею, я не в силах,

И молчу, потупя взор.

(Написано незадолго до смерти)

 

 

Афоризмы и высказывания П.А. Флоренского

 

«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольства, никто и ничто не вернёт»

 

«Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны»

 

«Человек – есть бесконечность»

 

«Слово, как и человек имеет трёхуровневую структуру: Тело – звуковая оболочка Слова. Душа – значение Слова. Дух – смысл Слова. Слово – живой субъект»

 

«…почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, когда вас осудят, когда что-то не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится»

 

«Жизнь пролетает, как сновидение и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится»

 

 

Литература в фонде библиотеки:

Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т.Т. 3 (1), Т. 3 (2), 1999, 2000 г.

 

Подготовлено по материалам открытых источников

 

Написать комментарий: "«Человек – есть бесконечность»: Литературный портрет. Павел Александрович Флоренский"