«Я иду и не гнусь…». Литературный портрет: Римма Казакова

К 90-летию со дня рождения поэтессы

Риммы Федоровны Казаковой (1932-2008)

 

Отечество, работа и любовь –

вот для чего и надобно родиться,

вот три сосны, в которых – заблудиться

и, отыскавшись, – заблудиться вновь.

 

Римма Федоровна Казакова – советская и российская поэтесса, переводчица, автор многих популярных песен. Родилась 27 января 1932 года в семье профессионального военного. Выросла в Белоруссии. Окончила исторический факультет Ленинградского университета (1954). Работала на Дальнем Востоке, в Хабаровске преподавателем, журналистом, кинодокументалистом. Окончила Высшие литературные курсы.

Её первая книга «Встретимся на Востоке» вышла в Хабаровске в 1958 г. Первая книга в Москве – «Там, где ты» – в 1960. Затем выходили сборники «Стихи» (1962), «Пятницы», «В тайге не плачут» (обе – 1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Наугад» (1995) и др.

Сквозная тема в стихах Риммы Казаковой – любовь, радость материнства, воспевание женщины-современницы, ее способность разделить чужое горе, прийти на помощь, умение слушать и слышать.

 

Римма Казакова – автор многих популярных песен: «Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь» и др. Песни на её стихи исполняли Анна Герман, Ксения Георгиади, Ирина Аллегрова, Евгений Мартынов, Лев Лещенко, Александр Серов, Евгений Муромов, Алексей Глызин, Филипп Киркоров и многие другие.

 

 

Книги в фонде библиотеки:

Казакова Р. «Мгновение, тебя благодарю», 2006

Казакова Р. Стихи и песни, 2001

Казакова Р. Стихи о любви, 2008

 

 

Стихи Р. Казаковой

 

***

Быть женщиной – что это значит?

Какою тайною владеть?

Вот женщина. Но ты незрячий.

Тебе ее не разглядеть.

 

Вот женщина. Но ты незрячий.

Ни в чем не виноват, незряч!

А женщина себя назначит,

как хворому лекарство – врач.

 

И если женщина приходит,

себе единственно верна,

она приходит – как проходит

чума, блокада и война.

 

И если женщина приходит

и о себе заводит речь,

она, как провод, ток проводит,

чтоб над тобою свет зажечь.

 

И если женщина приходит,

чтоб оторвать тебя от дел,

она тебя к тебе приводит.

О, как ты этого хотел!

 

Но если женщина уходит,

побито голову неся,

то все равно с собой уводит

бесповоротно все и вся.

 

И ты, тот, истинный, тот, лучший,

ты тоже – там, в том далеке,

зажат, как бесполезный ключик,

в ее печальном кулачке.

 

Она в улыбку слезы спрячет,

переиначит правду в ложь…

Как счастлив ты, что ты незрячий,

и что потери не поймешь.

1972

 

***

Я похожа на землю,

что была в запустенье веками.

Небеса очень туго,

очень трудно ко мне привыкали.

Меня ливнями било,

меня солнцем насквозь прожигало.

Время тяжестью всей,

словно войско, по мне прошагало.

Но за то, что я в небо

тянулась упрямо и верно,

полюбили меня

и дожди и бродячие ветры.

Полюбили меня – так,

что бедное стало богатым, –

и пустили меня

по равнинам своим непокатым.

Я иду и не гнусь –

надо мной мое прежнее небо!

Я пою и смеюсь,

где другие беспомощно немы.

Я иду и не гнусь –

подо мной мои прежние травы…

Ничего не боюсь.

Мне на это подарено право.

Я своя у березок,

у стогов и насмешливых речек.

Все обиды мои

подорожники пыльные лечат.

Мне не надо просить

ни ночлега, ни хлеба, ни света, –

я своя у своих

перелесков, затонов и веток.

А случится беда –

я шагну, назову свое имя…

Я своя у своих.

Меня каждое дерево примет.

1960

 

Написать комментарий: "«Я иду и не гнусь…». Литературный портрет: Римма Казакова"