К 90-летию со дня рождения поэтессы
Риммы Федоровны Казаковой (1932-2008)
Отечество, работа и любовь –
вот для чего и надобно родиться,
вот три сосны, в которых – заблудиться
и, отыскавшись, – заблудиться вновь.
Римма Федоровна Казакова – советская и российская поэтесса, переводчица, автор многих популярных песен. Родилась 27 января 1932 года в семье профессионального военного. Выросла в Белоруссии. Окончила исторический факультет Ленинградского университета (1954). Работала на Дальнем Востоке, в Хабаровске преподавателем, журналистом, кинодокументалистом. Окончила Высшие литературные курсы.
Её первая книга «Встретимся на Востоке» вышла в Хабаровске в 1958 г. Первая книга в Москве – «Там, где ты» – в 1960. Затем выходили сборники «Стихи» (1962), «Пятницы», «В тайге не плачут» (обе – 1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Наугад» (1995) и др.
Сквозная тема в стихах Риммы Казаковой – любовь, радость материнства, воспевание женщины-современницы, ее способность разделить чужое горе, прийти на помощь, умение слушать и слышать.
Римма Казакова – автор многих популярных песен: «Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь» и др. Песни на её стихи исполняли Анна Герман, Ксения Георгиади, Ирина Аллегрова, Евгений Мартынов, Лев Лещенко, Александр Серов, Евгений Муромов, Алексей Глызин, Филипп Киркоров и многие другие.
Книги в фонде библиотеки:
Казакова Р. «Мгновение, тебя благодарю», 2006
Казакова Р. Стихи и песни, 2001
Казакова Р. Стихи о любви, 2008
Стихи Р. Казаковой
***
Быть женщиной – что это значит?
Какою тайною владеть?
Вот женщина. Но ты незрячий.
Тебе ее не разглядеть.
Вот женщина. Но ты незрячий.
Ни в чем не виноват, незряч!
А женщина себя назначит,
как хворому лекарство – врач.
И если женщина приходит,
себе единственно верна,
она приходит – как проходит
чума, блокада и война.
И если женщина приходит
и о себе заводит речь,
она, как провод, ток проводит,
чтоб над тобою свет зажечь.
И если женщина приходит,
чтоб оторвать тебя от дел,
она тебя к тебе приводит.
О, как ты этого хотел!
Но если женщина уходит,
побито голову неся,
то все равно с собой уводит
бесповоротно все и вся.
И ты, тот, истинный, тот, лучший,
ты тоже – там, в том далеке,
зажат, как бесполезный ключик,
в ее печальном кулачке.
Она в улыбку слезы спрячет,
переиначит правду в ложь…
Как счастлив ты, что ты незрячий,
и что потери не поймешь.
1972
***
Я похожа на землю,
что была в запустенье веками.
Небеса очень туго,
очень трудно ко мне привыкали.
Меня ливнями било,
меня солнцем насквозь прожигало.
Время тяжестью всей,
словно войско, по мне прошагало.
Но за то, что я в небо
тянулась упрямо и верно,
полюбили меня
и дожди и бродячие ветры.
Полюбили меня – так,
что бедное стало богатым, –
и пустили меня
по равнинам своим непокатым.
Я иду и не гнусь –
надо мной мое прежнее небо!
Я пою и смеюсь,
где другие беспомощно немы.
Я иду и не гнусь –
подо мной мои прежние травы…
Ничего не боюсь.
Мне на это подарено право.
Я своя у березок,
у стогов и насмешливых речек.
Все обиды мои
подорожники пыльные лечат.
Мне не надо просить
ни ночлега, ни хлеба, ни света, –
я своя у своих
перелесков, затонов и веток.
А случится беда –
я шагну, назову свое имя…
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет.
1960