Литературный портрет. Александр Фадеев

24 декабря – 120 лет со дня рождения русского писателя

Александра Александровича Фадеева

(1901-1956)

 

Александр Александрович Фадеев родился в г. Кимры Тверской губернии (сейчас Калининская область). Революционно-демократические традиции его семьи, а также семьи Сибирцевых, в которой он жил, когда учился в коммерческом училище Владивостока, определили раннее участие Фадеева в подпольной революционной работе и вступление в Коммунистическую партию в возрасте 17 лет.

В годы гражданской войны Фадеев принимал активное участие в разгроме Колчака, в боях с японцами, в разгроме белогвардейских банд Забайкалья. Избрание его делегатом дальневосточных большевиков на X съезд партии является объективным свидетельством идейно-политического возмужания 19-летнего комиссара бригады народно-революционной армии Дальнего Востока.

Одним из первых по призыву партии, как делегат съезда, Фадеев отправился на подавление контрреволюционного мятежа в Кронштадте. На подступах к крепости он был тяжело ранен на льду Финского залива. Первые наброски романа о гражданской войне и были сделаны им во время пребывания в госпитале весной 1921 г.

Последующие пять лет руководящей партийной работы в Москве и на Северном Кавказе окончательно определили идейный пафос его художественного творчества.

Уже первая повесть Фадеева «Разлив» (1923) заявила о приходе в литературу писателя, принёсшего свой личный опыт жизни, свою индивидуальность, ощущение нового мира как своего и любовь к нему. В этой ещё незрелой повести звучала главная тема всего будущего творчества Фадеева и появились его главные герои – большевики, наполнившие роман могучей убеждённостью в революционном «обновлении земли духом молодости».

Литературная известность пришла к Фадееву спустя три года – с выходом в свет романа «Разгром» (1927). Поставленная Фадеевым задача – не столько рассказать о революции, сколько показать те процессы, которые произошли в сознании человека под влиянием революции. Роман «Разгром» – произведение стройное и завершённое. Писатель наполнил глубоким философским смыслом образ каждого героя. В центре внимания писателя оказываются героические подвиги людей, но в сюжете и композиции романа большое место занимает ситуация проверки, испытания. Секрет художественного мастерства Фадеева состоит также в искусстве показывать своих героев изнутри, не отвлекаясь.

При написании «Разгрома» Фадеев применял творческие методы Л.Н. Толстого. «Работая над произведением «Разгром», – писал он, – я в иных местах в ритме фразы, в построении её невольно воспринял некоторые характерные черты языка Толстого». Однако учёба эта была глубоко творческой. Когда Фадеева называли учеником Л. Толстого, он отвечал: «Отчасти это верно, отчасти нет. Это неверно в том смысле, что в этом произведении, нет и следа толстовского мировоззрения».

В дальнейшем Фадеев пойдёт по пути поисков органической слитности реалистических и романтических принципов изображения. Это обнаружилось уже в работе над романом «Последний из удэге». Работа над романом, начатая Фадеевым ещё в конце 20-х годов и продолжавшаяся с перерывами вплоть до конца жизни писателя, действительно проходила с большими трудностями. Роман «Последний из удэге» пронизан верой в торжество нового человека, мечтой о нём, прославлением его красоты и могущества.

Всем своим предшествующим творчеством Фадеев был подготовлен к созданию романа «Молодая гвардия» (1945). Поразительный подвиг молодогвардейцев Краснодона вдохновил писателя, и первая редакция романа была готова в необычайно короткий срок – за год и девять месяцев. В подвигах молодогвардейцев Фадеев увидел не просто отважный порыв, а закономерность поведения человека, выросшего в условиях советского строя и не способного отказаться от идеала человеческой жизни, который рушился с приходом гитлеровского «орднунга».

Из четырёх романов А. Фадеева два романа остались незавершёнными, но можно сказать, что и в «Последнем из удэге», и в «Чёрной металлургии» в не меньшей степени выразились характерные качества фадеевского таланта.

«Чёрная металлургия» – роман о великой переплавке, переделке, перевоспитании самого человека. Автор предполагал в этом романе рассказать о советских тружениках – людях разных поколений в единстве их личной, трудовой, общественной жизни.

А.А. Фадеев – человек огромного личного обаяния и бескорыстия, он пользовался неизменным уважением и авторитетом у писателей и всех, кто его знал.

 

Литература в фонде библиотеки:

Фадеев А.А. Молодая гвардия, 1988

Фадеев А.А. Молодая гвардия Разлив. Рассказы, 1986

Фадеев А.А. Разгром. Рассказы и очерки, 1986

 

Подготовлено по материалам открытых источников

Написать комментарий: "Литературный портрет. Александр Фадеев"