Литературный портрет. Гюстав Флобер

12 декабря – 200 лет со дня рождения французского писателя

Гюстава Флобера (1821-1880)

 

 «Автор должен незримо присутствовать в своём произведении всюду, как Бог во Вселенной, – писал Флобер. – Искусство – вторая природа, поэтому … в каждом атоме, в каждом образе надо чувствовать бесконечное и скрытое бесстрастие, и действие на зрителя должно быть ошеломляющим».

 

Творчество этого писателя оказало решающее влияние на развитие французского романа XIX веков. В истории литературы традиционно выделяются три великих французских реалиста: Бальзак, Стендаль и Флобер. О своём творчестве Гюстав Флобер высказывался так: «Во мне, с литературной точки зрения, два различных человека: один влюблён в горластое, в лиризм, в широкий орлиный полёт, звучность фразы и вершины идей, другой рыщет в поисках за правдивым, доискивается его, насколько сможет, любит отмечать мельчайший факт с такой же силой, как и значительный, и хотел бы заставить вас почувствовать почти материально то, что он воспроизводит».

Наиболее полно эстетические принципы писателя воплотились в романе «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (1857). В обстановке «рутинного быта маленького городка» разворачиваются «пошлые истории», однако автору, несмотря на заурядность персонажей, удалось наполнить книгу глубоким социально-философским содержанием. С одной стороны, роман был признан критикой и читателями подлинным шедевром реализма. С другой – осуждён властями за «безнравственность». Автор был отдан под суд, но оправдан, а скандал лишь способствовал успеху романа, в котором Флобер досконально описал жизнь французской провинции с её пошлостью, однообразием и бездуховностью. Попытки героини вырваться из этого болота – беспомощные и, увы, действительно безнравственные – привели её к гибели.

В следующем романе «Саламбо» (1862) Г. Флобер обратился к прошлому, к эпохе борьбы Древнего Рима с Карфагеном. В основу романа положен подлинный исторический эпизод, относящийся ко времени 1-ой Пунической войны (2-ая половина III в. до н.э.).

В романе «Воспитание чувств» (1869) писатель вернулся к современности. Герой романа юный Моро пытается приобщиться к буржуазным нормам бытия, но разочаровывается в них и отказывается от путей, которые могли ему обеспечить успех. В 1874 он опубликовал окончательную редакцию «Искушения святого Антония», в 1877 – сборник «Три новеллы». Новелла «Простое сердце» – история женщины из народа, служанки по имени Фелиситэ. Автор прослеживает её нелёгкую судьбу с большой любовью к своей чистой сердцем героине.

До последних дней жизни Флобера волновала проблема расширения человеческого знания. Этому посвящён роман «Бувар и Пекюше» оставшийся незавершённым (опубликован 1881). В связи с работой над этим романом Флобер составил сатирический «Лексикон прописных истин» (опубликован в 1910г.) – своеобразный кодекс ненавистного писателю обывательского «здравого смысла»).

Несколько раз Флобер пробовал свои силы в драматургии. На сцене была поставлена его пьеса – комедия «Кандидат» (1874), высмеивающая буржуазный парламентаризм.

Романы Флобера высоко оценили в своё время Жорж Санд, Эмиль Золя, а Ги де Мопассан считал его своим учителем. Близким другом и единомышленником Флобера был великий русский писатель И.С. Тургенев. В 1877 в журнале «Вестник Европы» вышел его перевод «Иродиады» с предисловием, в котором он называл Флобера «главой французских реалистов и наследников Бальзака».

Значение писателя и его влияние на французскую и мировую литературу трудно переоценить. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестности, страстной любви к слову. О своей страсти к творчеству Флобер писал друзьям: «Буржуа и не догадываются, что мы подаём им на стол наши сердца. Род гладиаторов не вымер – каждый художник принадлежит к этому роду. Он развлекает публику своей агонией. Я знаю это ремесло. Оно не сладко! Но именно потому, что оно не сладко, оно прекрасно! Всё равно – плохо ли, хорошо ли, – но какое это чудо – писать, не быть больше собой, а находиться в том мире, который ты создаёшь. Сегодня, например, я был одновременно мужчиной и женщиной, любовником и любовницей; осенним днём я прогуливался верхом по лесу, среди пожелтевших листьев. И я был лошадьми, и листьями, и ветром, и словами, которые произносили влюблённые, и багровым солнцем, от которого жмурились их глаза, полные любви».

 

Литература в фонде библиотеки:

Флобер Г. Воспитание чувств: роман, 1989

Флобер Г. Госпожа Бовари. Провинциальные нравы: роман; Повести; Лексикон прописных истин, 1989

Флобер Г. Мадам Бовари. Провинциальные нравы: роман, 1994

Флобер Г. Саламбо: роман, 1994

 

Подготовлено по материалам открытых источников

Написать комментарий: "Литературный портрет. Гюстав Флобер"