«Не счесть числа его талантам»

К 310-летию со дня рождения

выдающегося ученого, первого русского академика, поэта,

реформатора русского языка, естествоиспытателя, художника и историка

Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)

 

Михаил Васильевич Ломоносов происходил из семьи крестьянина Архангельской губернии – беломорского Севера России. С детства ездил с отцом на рыбный промысел, и эти первые яркие впечатления выразились позднее в научном интересе к вопросам северного сияния, холода и тепла, морского льда. Школ на родине не было: грамоте Михаил обучался у местного дьячка и к 14 годам активно помогал односельчанам в написании писем и прошений. Первыми его книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворная псалтырь».

В возрасте 19 лет юноша уехал с рыбным обозом в Москву, чтобы учиться и овладеть науками. Ломоносов записался в Славяно-греко-латинскую академию. За пять лет учебы он освоил латынь, ознакомился с такими гуманитарными предметами, как риторика, поэтика, философия; получил подготовку в области грамматики и стихосложения.

В 1735 году был вызван в Петербург в числе 12 самых способных учеников и зачислен в университет при Академии наук. Здесь принялся за европейские языки; начал изучать математику и, как пишут биографы, «отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Всего через полгода Ломоносова направили за границу с несколькими другими студентами для обучения металлургии и горному делу в связи с намечавшейся научной экспедицией на Камчатку. Из пятилетнего пребывания в Германии и Голландии он вынес обширные познания в области естественных наук и права. Познакомившись с немецкой литературой, начал собирать библиотеку. Уехал, не завершив курса, из-за разногласий с учителем во Фрайбурге.

В 1741 году смог вернуться в Петербург, где получил назначение адъюнктом (помощником, секретарем) Академии по физическому классу.

В 1945 был избран профессором химии, став, таким образом, первым русским академиком наряду с филологом и поэтом В.К. Тредиаковским.

Ломоносов открыто протестовал против уничижительного отношения к русским со стороны иностранных ученых, добивался разрешения читать публичные лекции на родном языке и увеличения количества переводных книг.

При поддержке императрицы Елизаветы Петровны и Ивана Ивановича Шувалова он представил проект Московского университета, который открылся в 1755 году.

Сын крестьянина-помора отстаивал права низшего сословия на получение образования. Одно из значительных его начинаний – открытие на Васильевском острове химической лаборатории, первой в России. Через некоторое время ученый получил привилегию (патент) на основание фабрики мозаики и бисера в Усть-Рудицах и перенес туда свои опыты по плавке и получению цветного стекла. Многие станки и приборы также проектировались им самим. Здесь было выполнено 12 мозаичных картин, за которые Ломоносов удостоился членства в Болонской академии наук.

Несмотря на широту и разнообразие интересов, сам он считал химию своим основным призванием. Занимался анализом руд, исследовал свойства металлов и минералов. Он заложил основы атомно-молекулярной теории строения вещества, выдвинул кинетическую теорию теплоты, установил закон сохранения материи.

Ученый выступал инициатором открытий и во многих других отраслях знания. Построил модель световых волн. Обладая передовыми знаниями по оптике, предложил усовершенствованную конструкцию телескопа. На основании наблюдений сделал вывод о наличии атмосферы у Венеры.

М.В. Ломоносов возглавлял географический департамент Академии наук, руководил исправлением и составлением карт. Он также разрабатывал проект морской экспедиции по Северному морскому пути. Немалый вклад ученый внес в геологию полезных ископаемых. Он защищал теорию органического происхождения торфа, каменного угля и нефти. Сформулировал концепцию о движениях земной коры.

Для отечественной общественности Ломоносов был не столько ученым, сколько поэтом и знатоком языка. Называл русский язык «повелителем многих языков», который «велик перед всеми в Европе». Составил первую «Российскую грамматику», в которой установил нормы правописания, дал понятие о частях речи. Это пособие, заложившее основание русского современного языка, сохраняло свою актуальность в течение нескольких поколений. Ученый изучал связь русского с церковно-славянским языком. В целях упорядочения литературного языка предложил теорию «трех штилей». Еще один его труд – «Риторика», включавший лучшие произведения словесности, стал первой в России хрестоматией мировой литературы. Ломоносов осуществил переход к силлаботонической системе стихосложения, создав по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб. И, наконец, явился родоначальником жанра русской оды – торжественной, обращенной к правителям, и философской.

Ломоносов вел и исторические исследования. После смерти ученого в 1766 году был опубликован его труд «Древняя российская история», где подвергнута критике норманнская теория о призвании варягов на правление, приведены аргументы в пользу южного происхождения «русов».

Ломоносов является основоположником российской науки и ряда областей отечественной культуры. Многие из его идей и открытий получили развитие лишь в последующие столетия. Заслуги русского гения тем более ценны, что он всегда старался связать знание с практическими задачами, построив прочный фундамент для развития народного образования.

 

Литература в фонде библиотеки:

Ломоносов М.В. Избранная проза, 1980

Ломоносов М.В. На дороге в Петергоф: Поэзия. Проза, 2011

Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь, 2000

Перевезенцев С. Михайло Ломоносов, 2001

Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России, 2001

 

Написать комментарий: "«Не счесть числа его талантам»"