1 – Иконы Божией Матери «Целительница»
Находилась в Москве, в Алексеевском женском монастыре. Называется так потому, что изображает Богородицу, исцеляющую одного клирика, по его молитве. Клирик Наврнинской Церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!» однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Гостем был ангел Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, так что сразу пошёл в церковь и сам рассказал там о дарованном чуде. Оно и было запечатлено в иконографии образа Богоматери «Целительница». В России эта икона прославилась, когда в 1682 году получила исцеление дочь одного коломенского священника, страдавшая неизлечимой болезнью спинного мозга.
4 – Отдание праздника Воздвижения. Обретение мощей свт. Димитрия Ростовского
Св. Димитрий был митрополитом в Ростове. Родился в Малороссии. Отец его был казаком, а потом дослужился до звания сотника. Дмитрий был воспитан в благочестии. Учился необыкновенно хорошо. В 18 лет поступил в монастырь в Киеве. Первым входил в храм и выходил из него. В 1702 г. он был назначен епископом Ростовским и Ярославским. Много нового труда предстояло ему здесь на епископской кафедре, так как тут не только народ, но и духовенство находилось в великом невежестве. Много боролся он с раскольническими заблуждениями. Написал против сего книгу «Розыск». Скончался св. Димитрий 58 лет. В 1752г., при исправлении церкви, мощи его обретены нетленными и творили чудеса. Они почивали в Ростове, в обители св. Иакова.
8 – Преставление прп. Сергия Радонежского, всея России чудотворца
Из всех святых русских преподобный Сергий самый непостижимый и таинственный. С детства он полюбил Бога простой и цельной любовью, и в течение всей жизни был прост. Вместе с тем он удивительно близок: молниеносной силой своей молитвы, тем, что, предстоя пред лицом господним неразделенным сердцем, неразделенной мыслью, он возносит молитвы за всех нас – и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой.
14 – Покров Пресвятой Богородицы
Установлен по следующему случаю: совершалась всенощная во Влахеренском храме в Константинополе, где хранились риза (одежда) и часть пояса Богородицы. За всенощной молился св. Андрей Христа ради юродивый. С ним был ученик его Епифаний. Молясь св. Андрей увидел Пресвятую Богородицу под сводами храма на облаках, окруженную святыми, в белых одеждах. Св. Андрей, подойдя к Епифанию, сказал: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», — отвечал Епифаний. Когда сии святые смотрели на Пресвятую Богородицу, Она, преклонив колени, молилась, обливая слезами Свое Боговидное и пречистое лицо. Окончив молитву, сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое покрывало (омофор) и, держа Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоявшим в храме народом. Затем Пресвятая Богородица и покрывало Ее сделались невидимыми. Это видение было в 10 веке. От видения покрывала, или покрова, Пресвятой Богородицы и праздник получил свое название.
19 – Апостола Фомы
Св. апостол Фома – из 12 апостолов. Имя Фома с японского значит близнец. Полагают, что брат, вместе с которым он родился, был ап. Иуда, называемый Фаддеем. Св. Фома был сыном рыболова галилейского города Панеады. Услышав учение спасителя и увидев чудеса Его, Фома оставил свои рыболовные сети и последовал за Ним. По воскресении Христовом, Богу угодно было допустить в душе его сомнение относительно воскресения, чтобы потом поставить истину сего события выше всякого сомнения.
22 – Апостола Иакова Алфеева
Св. апостол Иаков Алфеев, из 70 апостолов, был сын Алфея, или Левия мытаря (сборщика податей), и брат евангелиста Матфея. Он проповедовал в Иудее, Едессе и в Газе. В египетском городе Остраците умер, распятый на кресте. Он обратил очень многих ко Христу, за что обращенные именовали его «семенем Божественным».
23 – Прп. Амвросия Оптинского
Великий оптинский старец преподобный Амвросий родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича и жены его Марфы Николаевны в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Мирское имя его было Александр Гренков. В 12 лет его отдали в тамбовское духовное училище, по окончанию которого поступил в семинарию. В 1836 г. успешно закончил её. Известный подвижник Тамбовской епархии Иларион дал совет Александру идти в Оптину пустынь. 8 октября 1939 года Александр Гренков прибыл в обитель и стал келейником и чтецом оптинского старца Льва. В 1842 году он был пострижен в монахи и наречён Амвросием. Затем последовало иеродиаконство, а через 2 года он был рукоположен во иеромонахи. Здоровье отца Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. Одно время отец Амвросий был настолько болен, что в келье его постригли в схиму, что обычно делали перед смертью. Страдая от болезни, старец никогда не унывал, любил шутить, говорил прибаутками. Даже наставления свои старец часто давал в шутливой форме. На вопрос: «Как жить?» – отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение!». В 12 верстах от Оптиной пустыни в деревне Шамордино по его благословлению была устроена женская Казанская пустынь. Именно в Шамордино 10 октября 1891 года отец Амвросий встретил час своей кончины.
Иконы Божией Матери Акафистная.
Находится в Зографском монастыре, на Афоне. Она прославилась тогда, когда в тяжелые времена Восточной империи Папа Римский хотел подчинить своей власти православную Церковь. В то время некто подвижник, читая акафист пред нею, услышал голос: «Иди к настоятелю и объяви ему с братиею, что враги близко. Кто слаб в духе, пусть на время скроются; а желающие мученических венцов пусть остаются». Так все и было сделано. Оставшиеся иноки заперлись в башне. Латиняне явились и сначала силою красноречия убеждали иноков признать папу главою всей Церкви; но когда те отказались, их сожгли. Иноки скончались с молитвою за врагов. Это было в 1276г. Bкона же найдена в пепле невредимою.
25 – Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.
25 октября совершается празднование св. Иоанну Крестителю. Оно учреждено в память перенесения из Мальты в Гатчину креста из части древа животворящего Креста Господня, образа Божией Матери Одигитрии, писанного евангелистом Лукою (называемого Филермским), и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя. Вся эта святыня прислана императору Павлу 1, в 1799г., мальтийскими рыцарями, когда император, по их просьбе, согласился быть их магистром т.е. высшим начальником и защитником во время французской революции. В благодарность за заступничество русского императора рыцари принесли ему в дар Филермский образ вместе с частью Животворящего Креста Господня и левою рукою Крестителя Господня. Эта святыня сначала находилась в Гатчине, в придворной церкви, а потом отсюда перенесена в Санкт-Петербург и поставлены в Зимнем дворце, в соборе Нерукотворного Спаса. Святыня эта находится в России с 1799 года. Празднование же в честь Филермской иконы установлено в 1800 году.
26 – Иверской иконы Божией Матери
Ознаменовала себя первым чудом во времена гонения на иконы, в 9 веке. Она принадлежала некой благочестивой и богатой вдове, жившим с единственным сыном в городе Нике. Когда воины, посланные Царем отбирать и уничтожать иконы, явились к сей женщине с требованием от нее иконы, то она дала им денег и просила оставить ей икону до утра; после молитвы ночью вместе с сыном отнесла св. икону на взморье и пустила на воду, и икона, стоя прямо, поплыла по волнам. Благочестивый инок Гавриил пошел по морской воде и удостоился принять чудотворную икону. Икона названа Иверскую по имени монастыря, который удостоился принять ее. На иконе, на правой ланите лика Пресв. Богородицы виден след раны. Она, как говорит предание, нанесена иконе одним из варваров уже в Иверской обители, и при этом истекла из раны и запеклась кровь.
28 – Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Эта икона отразила в самом начертании своем глубокую, детскую веру в Богоматерь оптинского старца Амвросия, одного из великих праведников русского народа за 19 век, пламеневшего, как большинство русских подвижников, чрезвычайным усердием к царице Небесной. В 1890 году настоятельница Болховского женского монастыря, игуменья Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящею на облаках. Руки ее подняты в благословляющем движении. Внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Старец Амвросий дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец и сам молился перед иконою, учил молиться пред ней и духовных дочерей – монахинь.
29 – Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нёс службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последний мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину это Сын Божий» (Мф. 27, 54). После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похители Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Понтий Пилат направил свой отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Святые мученики были обезглавлены, их тела были погребены там, где завещали святые, а отсечённые головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города.
30 – Иконы Божией Матери «Избавительница»
Находится в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре на Кавказе. Сначала она находилась на Афоне у известного своею подвижническою жизнью схимниха Мартиниана. Прославилась чудотворениями с давних времен. В 1841 г. в Элладе жители епархии Спарты спасены были от ужасной саранчи по молитве пред сею иконою. 17 октября установлено празднование иконе в память чудесного спасения от смерти Государя Императора Александра третьего с августейшим его семейством в этот день в 1888 году.
31 – Апостола и евангелиста Луки
Происходил из Антиохи от греков. Он был врачом и в то же время владел искусством живописи. Из язычников он принял иудейскую веру. Услышав проповедь Иисуса Христа, сделался его последователем. Господь причислил Луку к 70 апостолам. Когда апостол Павел обратился ко Христу, то Лука сделался его неотлучным спутником и сотрудником в деле проповеди среди язычников, был с ним в Риме, когда заключили его в темницу и, наконец умертвили. Св. Лука написал Евангелие для некого Феофила, который, как полагают, был знатным римлянином, и книгу «Деяний апостольских». Он написал несколько икон Пресвятой Богородицы. Скончался мученической смертью в городе Фивах на 85-м году жизни.