Дарование неподдельное и замечательное

К 200-летию со дня рождения русского поэта

А. Н. Майкова (1821-1897)

 

Аполлон Николаевич Майков – поэт, верный хранитель Пушкинских традиций, мастер художественного перевода, творчество которого считается одним из самых крупных и незаурядных явлений в русской литературе. Лирика А. Майкова была отражением его жизни увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал. «Вся моя биография не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…», – говорил поэт.

Будущий поэт родился 4 июня 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Род Майковых – это «фамилия талантов».

Прадед поэта был выдающимся литератором Екатерининской эпохи, дед служил директором Императорских театров и занимался стихосложением, отец прославился как необычайно талантливый художник-самоучка, удостоенный звания академика живописи, мать занималась писательством и переводами. Младшие братья Аполлона Николаевича в будущем тоже известные деятели культуры: Валериан – публицист и литературный критик, Владимир – писатель и публицист, Леонид – историк русской словесности, член академии наук.

Детство Аполлона прошло в Москве и в подмосковном имении неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. С ранних лет будущий поэт воспитывался в высококультурной атмосфере. В доме Майковых, в особенности после переезда в 1834 году всей семьи в Санкт-Петербург, постоянно собирались писатели, художники, музыканты, велись оживленные беседы и споры по вопросам искусства и литературы. Желанными гостями были писатели, критики, поэты: И.А. Гончаров, И.И. Панаев, В.П. Бенедиктов, позже – И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский.

В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в котором и вышли первые стихи юного Аполлона. Художественно и литературно одаренный юноша не сразу смог определиться с выбором призвания, колеблясь между поэзией и живописью. Однако по причине развивающейся близорукости чаша весов склонилась все-таки в пользу поэзии.

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистичное начало».

В 1842 году вышел первый стихотворный сборник Майкова. «Поэтический, полный жизни и определенности язык», – так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы одним из лучших его антологических пьес». За этот сборник А. Майков удостоился пособия от Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти 2 года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах. Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике «Очерки Рима», вышедшем в 1847 г. в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

После возвращения в Россию, Майков активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с В. Белинским, Н. Некрасовым, И. Тургеневым.

В 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую получил Пушкинскую премию Академии наук. А в 1846 г. в «Петербургском сборнике» Н. Некрасова вышла поэма «Машенька». Внимание А.Н. Майкова привлекало прошлое различных эпох и народов. В ряде циклов под такими характерными названиями, как «Отзывы истории», «Страны и народы» и др., он рисует драматические эпизоды мировой и русской истории.

В творчестве Майкова почти нет любовной лирики. Все его чувства и переживания связаны с природой. На стихи Майкова исполнялось много песен и романсов, написанных П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым и другими выдающимися русскими композиторами. Пейзажной лирике Аполлона Николаевича присущи напевность, созерцательность, проникновенность, умиротворенность, акварельная тонкость красок и удивительная точность описаний. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Ласточки», «Осень» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами. Он автор одного из лучших переводов великой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

В 1894 г. «Русский вестник» печатает стихотворение «20 октября 1894 год», а спустя два года выходит в свет «Молитва» – лебединые песни поэта. 8 марта 1897 года А.Н. Майков скончался, похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Символист Д. Мережковский впоследствии напишет: «… Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и ясным: ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной любви».

 

Литература в фонде библиотеки:

«Три века русской поэзии»: Сборник

Майков А. «Румяный парус»

Майков А. «Всюду родимую Русь узнаю»

«Русская стихотворная повесть первой половины XIX века»: Сборник

Написать комментарий: "Дарование неподдельное и замечательное"