Наследие просветителей Кирилла и Мефодия

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры

Праздник приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – знаменитых создателей старославянской азбуки.

Братья Константин и Михаил (такие имена получили при рождении впоследствии святые равноапостольные Кирилл и Мефодий) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Михаил (805/815-885) – самый старший из семерых детей в семье, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Михаил отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем он решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя Мефодий, он вошел в историю и упоминается почти во всех источниках как Мефодий.

Константин (826-869), самый младший из братьев, свое монашеское имя Кирилл получил уже перед самой смертью, приняв схиму, но также, как и брат, известен всему миру как Кирилл.

Он еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова – одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем. Кирилл прославился как философ и знаток языков, за ним даже укрепилось прозвище Константин Философ. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада – славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев. Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре.

Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи. Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также учителя Кирилла Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана. В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист – покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток – в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке.

В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Братья, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки – глаголицы. Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке. Миссия Кирилла и Мефодия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий почитаются как в Восточной, так и в Западной христианской традиции.

В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлианскому календарю). Сейчас это 24 мая – День славянской письменности и культуры. Помимо России, этот праздник также отмечается в Белоруссии, Украине, Сербии, Болгарии и ряде других государств.

 

 

Подготовлено по материалам открытых источников.

 

 

Литература в фонде библиотеки:

 

Воскобойников В. Кирилл и Мефодий, 2004.

Жук С.М. Киевская Русь, 2007.

Крупин В.Н. Русские святые, 2003.

Написать комментарий: "Наследие просветителей Кирилла и Мефодия"