«Он — гений»

15 мая – 120 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова,

русского писателя (1891-1940)

       «Мистический писатель» – так представлялся Михаил Булгаков, – пожалуй, и в самом деле один из самых загадочных русских писателей XX века. Родился он в семье преподавателя Киевской духовной академии, учился в знаменитой Первой киевской гимназии, которую почти одновременно с ним закончили И.Г. Эренбург и К.Г. Паустовский (1892-1968)

М.А. Булгаков свою трудовую биографию начал в качестве земского врача в селе Никольском Смоленской губернии. В результате он приобрёл не только врачебный опыт, но и написал цикл рассказов «Записки юного врача». Точность бытовых зарисовок в них сочетается с юмором, позволяющим выжить в обстановке, весьма далёкой от цивилизации (рассказы «Тьма египетская», «Полотенце с петухами», «Ханский огонь», «Вьюга», «Морфий» и др.)

В конце 1921 М.А. Булгаков, без денег и вещей, приехал в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. Первые годы в столице были чрезвычайно тяжелы.

Известность ему принесли опубликованные в Берлине, в русской газете «Накануне», отрывки из повести «Записки на манжетах». В популярной в те годы московской газете «Гудок», в которой сотрудничали Илья Ильф (1897-1937) и Евгений Петров (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-1958), стал штатным фельетонистом и М.А. Булгаков. Но его влекла к себе большая литература. Переломом в жизни М.А. Булгакова произошло в 1924, когда была опубликована повесть «Дьяволиада». В ней уже наметились основные черты зрелого творчества писателя, которые позволили ему назвать свой творческий метод «мистическим реализмом». Затем последовали повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», роман «Белая гвардия».

Во второй половине 1920-х жанровые рамки творчества М.А. Булгакова расширяются. Он начал сотрудничать с МХАТом и переделал для постановки на сцене свой первый роман «Белая гвардия»: пьеса «Дни Турбинных» имела большой успех. Затем последовали «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров», «Кабала святош», «Бег». Драма «Бег» продолжает тему «Дней Турбинных». Однако М.А. Булгакова считали контрреволюционным писателем и постепенно отлучили от литературы. В письме к М. Горькому в ноябре 1929 он писал: «Все мои пьесы запрещены, нигде ни одной строки моей не печатают, никакой готовой работы у меня нет, ни копейки авторского гонорара ниоткуда не поступает, ни одно учреждение, ни одно лицо на мои заявления не отвечает, словом – всё, что написано мной за 10 лет работы в СССР, уничтожено. Остаётся уничтожить последнее, что осталось, меня самого». Трагическое положение писателя находит отражение в автобиографическом «Театральном романе» с подзаголовком «Записки покойника».

Замысел романа о вечном противостоянии добра и зла складывался постепенно. Первые наброски относятся к 1928, а полный вариант был завершён писателем в 1934. Окончательная редакция оформилась в 1938, хотя М.А. Булгаков продолжал работать над книгой до последнего часа жизни, называя её «последним закатным романом». Прочитав «Мастера и Маргариту», поэтесса А.А. Ахматова (1889-1966) сказала о Булгакове: «Он – гений». «Завещанием мастера» назвал эту книгу один из первых его исследователей – критик И. Виноградов. Роман принёс бессмертие не только героям романа, но и его автору, найдя дорогу к читателю через 20 лет после написания. В 1966-1967 его опубликовали в журнале «Москва». Он ошеломил читателей, заворожив магией слова и заставив переосмыслить всё развитие отечественной литературы XX века.

Влияние М.А. Булгакова ощущается в евангельских главах романа В.Ф. Тендрякова (1923-1984) «Покушение на миражи» и Ч.Т. Айтматова (род. В 1928) «Плаха», в «демоническом» романе В. Орлова «Альтист Данилов». И даже Л.М. Леонов (1899-1994) не смог удержаться от мистических мотивов в своём последнем романе «Пирамида» («Мироздание по Дымкову»), связь которого с «Мастером и Маргаритой» более чем очевидна.

Последние свои годы М.А. Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер «Чёрное море» (1937, композитор С. Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор В.П. Асафьев), «Дружба» (1937-1938, композитор В.П. Соловьёв-Седой, осталась незавершённой), «Рашель» (1939, композитор И.О. Дунаевский) и др., это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. В этой кризисной атмосфере последних лет своей жизни писатель до конца остался верен личному кодексу чести и достоинства, «не обвиняя в своих бедах никого, кроме себя». («Дневник» Елены Булгаковой).

 

Литература в фонде библиотеки:

Русские писатели XX век, библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1.

Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М. 1990

Стронгин В.Л. Три женщины Мастера. М. 2014

Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. М. 2007

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. 1988

 

Написать комментарий: "«Он — гений»"