Домашняя принцесса

1 марта – Всемирный день кошек

 

 

«Самая обыкновенная кошка

представляет собой

подлинный шедевр природы»

Леонардо Да Винчи

 

 

 

Кошка, эта домашняя принцесса, такая нам близкая и такая независимая, знакомая и таинственная, во все времена поражала воображение человека своим горделивым видом и непредсказуемым поведением.

От далеких предков, жителей пустынь и саванн, она унаследовала как многие физиологические и биологические особенности, так и утонченную смесь безмятежной лености и авантюризма, которая определяет суть ее характера. Однако мир пустыни и саванны остался в далеком прошлом, современный мир кошек стал стремительно меняться.

За последние 50 лет количество пород кошек, получившихся в результате как стихийных, так и сознательных, контролируемых человеком скрещиваний, почти что утроилось. Если в начале 1960 года их насчитывалось около 20, то к 2000-м годам их перевалило за 60. Значительно расширились и наши представления о кошках. Ученые всего мира изучают нашего маленького ручного хищника, а их исследования помогают лучше заботиться о ней на новом уровне – партнерского, уважительного отношения к животному.

Приручив кошку, человек тем самым взвалил на себя обязанность ухаживать за нею, кормить, обеспечивать ей здоровую и полноценную жизнь, исходя именно из ее, кошки, специфических потребностей, а вовсе не из собственного понимания вкуса и пользы…

Несомненно, образ этого грациозного создания нашел отражение во многих видах искусства, но к литературе кошка имеет особое отношение. Не зря многие знаменитые писатели являлись владельцами и любителями кошек. Так, английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) говорил: «Если хотите стать писателем, заведите кошку», ему вторит Бернар Пиво: «Литература – там, где кошка».

Среди античных писателей и поэтов, упоминающих кошек, были Гомер, Плутарх, Эзоп, Вергилий и Овидий. В одной из басен Эзопа говорится о том, что однажды кошка влюбилась в прекрасного юношу, обратилась к Венере с просьбой придать ей человеческий облик, и та пошла ей навстречу. Увы, конец этой истории был печальный: несмотря на внешнее удивительное перевоплощение, кошка все равно осталась кошкой, а потому не смогла удержаться от того, чтобы не броситься за мышью. К слову, этим сюжетом воспользовался Лафонтен, который создал произведение «Кошка, превращенная в женщину».

В «Метаморфозах» Овидия есть рассказ о превращении в кошку Дианы, сестры бога Аполлона…

Начиная с XII века кошка часто фигурировала в баснях и сатирических произведениях. Например, в народном «Романе о Лисе» кот Тибор, подобно главному герою, служит воплощением двоедушия, жестокости и хитрости. И, разумеется, редко когда обходились без кошки авторы историй о ведьмах и колдунах.

В XVII веке находятся такие авторы (к примеру, французский романист Поль Скаррон (1610-1660)), которые даже поругивают чрезмерную, на их взгляд, привязанность женщин к кошкам…

У французского баснописца Жана де Лафонтена (1621-1695) кошка – аллегория эгоизма, льстивого угодничества и обмана. Зато «Кот в сапогах» из «Историй или сказок прошлых лет» Шарля Перро (1628-1703), хотя и на редкость хитер, но верен своему хозяину, которому он приносит и достаток, и семейное счастье.

В сказке «Белая кошка» (1698) французской сказочницы графини Мари-Катрин де Ольнуа (1650/51-1705), кошка предстает как умелая и хитроумная помощница, приносящая удачу своему хозяину.

В 1727 г. появилось первое произведение, восславившее до тех призираемое многими домашнее животное, – «Кошки» Франсуа Огюстена де Паради де Монкрифа (1687-1770). Он описывал их независимыми и веселыми существами, которые живут в своего рода республике, и если и стремятся дружить с человеком, то вовсе не из раболепного желания выслужится, как это бывает у собак, а из чистой симпатии. Ведь их чувства, как и движения, преисполнены величайшей грации.

Писателей XIX века привлекала сложность и неповторимая индивидуальность кошачьего образа, окутывающая его тайна, а так же близость к оккультному миру. То, за что в XVIII веке кошку подвергали гонению и смерти, в XIX веке стало причиной всеобщей любви к ней. А два стихотворения Шарля Бодлера (1821-1867) из сборника «Цветы зла» – «Кошка» и «Кошки» – иллюстрируют это. Отныне перед нами предстает «загадочная кошка, серафическая (ангельская) кошка и странная кошка»…

Что же касается Чеширского кота из «Алисы в Стране чудес» (1865) Льюиса Кэрролла (псевдоним английского математика, поэта и прозаика Чарльза Лютвиджа Доджсона (1832-1898)), то он выражает непосредственность, естественность, загадочность, мистицизм и тайну, существуя в абсурдном мире.

«Кошка, гуляющая сама по себе» Редьярда Киплинга (1865-1936) – сказка о животном, достаточно хитром, что бы суметь отстоять собственную независимость в отношениях с человеком.

XX век продолжает петь дифирамбы кошке, но в отличии от века XIX уходит от романтизма в реализм, стараясь понять это загадочное животное. В современной литературе кошка зачастую изображается самодостаточной, чуть ли не с диктаторскими замашками. Ее выбор – свобода, и некоторым писателям, порой, казалось, будто им приходилось ежедневно завоевывать ее расположение. Французский прозаик и поэт, член Гонкуровской академии Робер Сабатье (1923-1912) как-то признался, что это он живет у кошки, а вовсе не наоборот.

В нашу эпоху кошка не редко помогает авторам в их творчестве. По мнению Бориса Симона, кошка помогает самосовершенствоваться. Так герою его романа «Котовские похождения» Циничному и жестокому главарю банды, неожиданно открывается чистая и трепетная любовь кошек, что заставляет его пересмотреть свое отношение к людям. Французский писатель Рене Баржавель (1911-1985), один из крупнейших представителей французской научной фантастики XX века, который верил в реинкарнацию, считал, что кошки являются перевоплощением человеческих душ.

Несмотря на все изменения, происходящие в жизни и в литературе, некоторые темы и образы кошки в литературе сохраняются, эволюционируя вместе с обществом, наполняясь новыми смыслами.

Юные читатели могут найти в нашей библиотеке не только энциклопедии и популярные книги о домашней принцессе и принципах ухаживания за ней, но и прекрасные современные литературные повести, к примеру, таких авторов, как Х. Питерс, Д. Медоус, Х. Вебб и других. В этих книгах – удивительные истории, рассказывающие о трогательных и искренних взаимоотношениях маленьких котят и их юных хозяек, некоторые из них основаны на реальных событиях.

А те, кто любит заниматься творчеством, не смогут остаться равнодушными и пройти мимо книг по оригами, лепке, шитью, вязанию, кимекоми и книг по прочим интересным техникам. В этих книгах есть инструкции по изготовлению нашей пушистой красавицы.

 

В БИЦ «Почиграйка» ребята также коснулись милейшей кошачьей темы.

На занятиях клуба «Вокруг света» ребята попробовали сами сделать традиционные сладости к японскому чаю в форме знаменитого котенка, узнали про его символику.

На занятиях в клубе «Арт-письмо» потренировались в декоративном изображении котиков, а на занятиях по книжной иллюстрации создали чудесную открытку в графической технике.

 

 

Подготовлено по материалам открытых источников.

Написать комментарий: "Домашняя принцесса"