Агния Барто. Любимица детворы

7 февраля — 115 лет со дня рождения поэтессы

Агнии Львовны Барто (1906-1981)

 «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…» – имя автора этих строк знакомо всем. Одна из самых известных детских поэтесс, Агния Барто стала любимым автором для многих поколений детей.

Агния Львовна Барто русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в 1906 году в Москве в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи.

Первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» опубликованы в 1925 году, ей было 19 лет.

Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес».

Ее стихи переводят на разные языки мира.

 

Стихи Барто – это страницы нашего детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто вырос с тех пор, как она начала писать для детей. Она спрашивала себя: «За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? Может быть, за улыбку или за мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?»

 

Давайте вспомним стихотворения А. Барто для самых маленьких и поиграем в игру

 

«Продолжи строчки стихотворения»:

Мячик

Наша Таня громко плачет:

…………………………….

Бычок

Идет бычок, качается,

………………………………

Зайка

Зайку бросила хозяйка –

…………………………….

……………………………

Весь до ниточки промок.

Мишка

Уронили мишку на пол,

……………………………

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

……………………………..

 

Герои стихов А. Барто – мальчишки и девчонки хозяева своей страны. Героев своих поэтесса не придумывает. Они приходят в книжку из реальной жизни. Приходят такими, какими она увидела их в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез считают, что это «про них» написано. Каждым своим стихотворением она поднимает настроение читателя до высоты радости, помогает ему не просто насладиться веселой игрой стиха, но и пробуждает в ребенке доброту, желание самому творить радость для других.

 

Предлагаем вспомнить некоторые её стихи!

 

Блинчики

Всюду Павлику почет:

Павлик блинчики печет.

Он провел беседу в школе –

Говорил, открыв тетрадь,

Сколько соды, сколько соли,

Сколько масла нужно брать.

Доказал, что вместо масла

Можно брать и маргарин.

Решено единогласно:

Он прекрасно говорил.

Кто сказал такую речь,

Сможет блинчиков напечь!

Но, товарищи, спешите –

Нужно дом спасать скорей!

Где у вас огнетушитель?

Дым валит из-под дверей!

А соседи говорят:

Это блинчики горят!

Ох, когда дошло до дела,

Осрамился наш герой –

Девять блинчиков сгорело,

А десятый был сырой!

Говорить нетрудно речь,

Трудно блинчиков напечь!

 

Болтунья

Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,

Когда я шла вчера из зала:

«Драмкружок, кружок по фото,

Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото…

Но мне еще и петь охота,

И за кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости

В нашем классе староста.

А чего мне хочется?

Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате…

Что такое это, кстати?

Может, это стратостат,

Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки

По-немецки и по-русски.

Нам задание дано –

Чтенье и грамматика.

Я сижу, гляжу в окно

И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: «Иди сюда,

Я тебе ирису дам».

А я говорю: «У меня нагрузки

По-немецки и по-русски».

А он говорит: «Иди сюда,

Я тебе ирису дам».

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

 

Я выросла

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

 

Две бабушки

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

У нас одни пятерки!

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки!

 

На школьном утреннике

Клоун — на сцене!

Острит он неплохо,

Скажет словечко –

И слышится хохот.

Школа взрывается

Залпами смеха:

Клоун – первоклассница,

Ну и потеха!

Хохот девчонок

Особенно звонок!

Но не смеется

Одна из девчонок.

Что-то нахохлилась

Эта девица:

Мне неохота

От смеха давиться!

Девочки шепчутся:

Ей не до смеха,

Танька не терпит

Чужого успеха.

 

Дело было в январе

Дело было в январе,

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат.

Обманули волка.

Дело было в январе,

Подумал он, что на горе

Украшенная елка.

 

Катя

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

Я жду урожая.

 

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись, вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

 

Я лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

 

В творчестве А.Л. Барто есть стихи для детей разного возраста. В них отражаются те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, на боль, на обиду, первое выговоренное слово, первые радости и первые огорчения, первые успехи и первые усилия. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Писательница часто «недоговаривает», как бы предлагая детям самим подумать над идеей стиха, над тем, кто совершил хороший поступок, а кто плохой. При том большинство стихов призваны побудить в детях доброту.

 

Мастер острого слова, Агния Барто находит для своих героев краткие и удивительно меткие характеристики. Отдельные фразы из её стихов, словно на крыльях разлетаются по белу свету, становятся детскими пословицами и поговорками:

«А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда». («Болтунья»)

«Есть такие люди – Им всё подай на блюде!» («Лялечка»)

«Очень плохо жить на свете, Если видеть всё не так». («Наш сосед Иван Петрович»)

«Один отряд сажает сад, Другой его ломает». («Мы очищали старый сад»)

«Не понятно, кто из нас Поступает в первый класс: Мама или я…» («Мама или я»)

«Следуя за модой, себя не изуродуй!» («Модница»)

«Вовка – добрая душа». («Вовка – добрая душа»)

«Лёшенька, Лёшенька, Сделай одолжение…» («Лёшенька, Лёшенька…»)

 

Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.

Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г., «Слон и верёвочка» 1946 г., «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г., «Десять тысяч мальчиков» 1963 г., «Чёрный котёнок» 1965 г., «Ищу человека» 1973 г.

 

Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель, А.Л. Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям.

Одними из самых любимых стихотворений А. Барто являются лирические – миниатюры из цикла «Игрушки». Над рабочим столом А. Барто висел автограф космонавта Юрия Гагарина с начальной строкой стихотворения «Уронили Мишку на пол». Стихотворение «Мячик» стало любимой шуточной песней туристов.

Никто не умеет смеяться так, как дети. Но никто не умеет и расстраиваться так, как они. Уж если смеяться, то звонче всех, прыгают от радости чуть не до потолка, хлопают в ладоши. Но уж если горе, то переживают – сильнее некуда, льют слезы в три ручья. Агния Барто близко к сердцу принимает все, что происходит в душе ребенка. Стихи поэтессы наполнены радостью. Радуется она солнечно, неудержимо, озорно. Так умеют радоваться только дети. И как не радоваться ведь в жизни хороших людей значительно больше, чем плохих. Шутливое слово, добрая и нежная улыбка не мешает Агнии Барто быть озабоченной. Ведь шутка может рассеять грусть, излечить горе. Дети легко переключаются с грустного настроения на веселое – стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом. Агния Барто отлично понимает эту особенность детской натуры.

Человеку бывает горько, если в трудную минуту он остается один, без друзей и товарищей. Стихи Агнии Львовны развивают в юном читателе стремление к добру и справедливости, чувство ответственности за все, что происходит вокруг.

Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал о Агнии Львовне:

«Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».

И хорошо, что книги Агнии Львовны Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети.

Заслуги Агнии Барто перед детской литературой высоко оценены народом.

 

Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.

Агнии Львовны нет, но с нами её поэзия, тепло её сердца, добро её дел. Мы с волнением перечитываем её строки, которые звучат как завещание: «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!»

 

Если вы примите участие в предложенной вам викторине, то с душевной теплотой и улыбкой вспомните эту замечательную поэтессу и писательницу.

 

Викторина: Про кого и из чего?

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем?

2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?

3.Кого дети решили прокатить в грузовике?

4.Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»?

5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?

6.Какой кружок не посещала болтунья Лида?

7.Как звали девочку-рёвушку?

8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»?

9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?

10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?

11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»?

12.Кого держал мальчик в пустой спичечной коробке в стихотворении «Юный натуралист»?

13.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?

14.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?

15.О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»?

16.Про какую страшную птицу написала А.Л. Барто?

17.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»?

18.Кто из членов семьи был на футболе с Петей?

19.Как звали девочку, которая вела себя как королева в стихотворении «Королева»?

20.О каком календарном празднике нет стихотворений у А. Барто?

21.Какое стихотворение имеет такое же название, что и одна из басен И. Крылова?

22.Как называется одно из первых опубликованных стихотворений А. Барто?

23.Назовите стихотворения о мамах?

24.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?

25.Кто так говорил:

«Урра! Я смелый пионеррр!

Я буду жить в СССР,

Учиться на пятёрррки!»

26.Что смотрели в театре Люба с подругой?

27.Какое стихотворение А. Барто называется, как русская народная сказка?

28.Какие из стихотворений поэтессы посвящены Великой Отечественной войне?

29.Кто из героев стихотворения так говорил: «А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!»

30.Кто написал музыку к стихотворению «Болтунья»?

 

На абонементе для детей вы можете прочитать книги А. Барто:

«Игрушки», «Мне теперь не до игрушек», «У нас под крылом», «За цветами в зимний лес», «Твои стихи», «Я расту», «Леночка с букетом», «Мы с Тамарой», «Уронили мишку на пол…», «Детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Стихи».

 

Литература:

«Писатели нашего детства». Часть 1

«Жизнь и творчество Агнии Барто»

Написать комментарий: "Агния Барто. Любимица детворы"