Подковать блоху – не диво…

К 190-летию со дня рождения

русского писателя Николая Семеновича Лескова

(1831-1895)

Николай Семенович Лесков – один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины 19 века. Между тем Л.Н. Толстой называл его «самым русским писателем», а А.П. Чехов считал одним из своих учителей. Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале 20 века. Поистине пророческими оказались слова Льва Толстого о том, что Николай Семенович – это «писатель будущего».

Родился Н.С. Лесков 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии в семье мелкого чиновника. Детство писателя прошло в селе Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым простонародного быта.

В 1841 году в возрасте 10 лет он поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет он окончил всего 2 класса.

В 1847 году Николай благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим.

В 16-летнем возрасте в жизни Лескова произошли трагические события – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

Несколько лет он был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране, изучая диалекты и быт жителей. В 1861 году поселился в Петербурге.

Свои первые шаги в писательской деятельности Лесков сделал довольно поздно – в 26 лет. Начинал как публицист. Его первые сочинения на «злобу дня» появились в газете «Петербургские ведомости». После успеха он продолжил сотрудничество с такими периодическими изданиями, как «Современная медицина», «Русская речь», «Северная пчела». В последнем он стал даже постоянным сотрудником.

Как писатель Николай Семенович дебютировал еще позже – в 32 года. Его первая небольшая повесть «Житие одной бабы» и рассказ «Овцебык» вышли в свет в 1863 году. Вышли следующие повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866) – и о нем сразу же заговорили как о великолепном мастере, умеющем ярко и точно передавать трагичные женские образы разных сословий.

В романе «Некуда» (1864) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Обратившись к теме церковно-религиозных и моральных вопросов, Лесков создал целую галерею типов праведников – могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман «Соборяне» (1872), повести и рассказы «Очарованный странник» (1873), «Запечатленный ангел» (1873), «Несмертельный Голован» (1880), «Печерские антики» (1883), «Однодум» (1889) и др. В творчестве Лескова становятся чрезвычайно сильны мотивы самобытности русского народа, вера в его творческие силы, что особенно ярко проявляется в сатирической повести «Железная воля» (1876). Писатель использовал в своих произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских персонажей стал замечательный мастер из «Сказа о тульском косом мастере Левше и о стальной блохе» (1881). Писатель вспоминал: «Сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими, из которой наши вышли победоносно». Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта Лесковым в повести «Тупейный художник» (1883). Повесть «Заячий ремиз» (1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году, после революции. В биографии Лескова немало интересных фактов. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.

В конце своего жизненного пути Николай Семенович писал: «Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться». Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог, исканий и потерь.

Последние 5 лет жизни Лескова мучили приступы астмы, от которой он и скончался 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

В очень красивом месте города Орёл (историческом центре) на площади Искусств, где на берегу Орлика вокруг Михаило-Архангельской церкви раскинулся небольшой парк, 11 июня 1981 года к 150-летнему юбилею Николая Семеновича Лескова был установлен необычный литературный памятник.

Уставший Николай Семенович сидит на диване в окружении героев своих произведений: пяти скульптурных групп из бронзы на полутораметровых колоннах, украшающих этот монумент. Вокруг фигуры Лескова, сидящего на бронзовом диване, стоят колонны высотой в 1,5 метра, каждая из которых изображает персонажей: влюбленную парочку из повести «Тупейный художник» – парикмахера Аркадия и актрису, праведников из романа «Соборяне» – Протопопа Туберозова, отца Захария и дьякона Ахилла, мастерового по прозвищу «Левша», Катеньку Измайлову – героиню рассказа «Леди Макбет Мценского уезда», героев повести «Очарованный странник» – Ивана и Грушеньку …

Скульпторами Ю.Г. и Ю.Ю. Ореховыми, архитекторами А.В. Степановым и В. А. Петербуржцевым был создан не просто памятник, а целый монументальный ансамбль, выполненный из серого гранита и бронзы, за который авторы получили в 1982 г. Государственную премию СССР.

 

P.S. Все книги, упомянутые выше, имеются в фонде библиотеки.

 

Подготовлено с использованием материалов открытых источников.

Написать комментарий: "Подковать блоху – не диво…"