«Голос благородный». Алексей Николаевич Плещеев

4 декабря — 195 лет со дня рождения русского поэта

Алексея Николаевича ПЛЕЩЕЕВА (1825 — 1893).

Алексей Плещеев родился в Костроме, принадлежал к старинному дворянскому роду. Стихи его впервые были напечатаны в 1844 году в самом авторитетном и популярном тогда журнале «Современник», основанным еще Пушкиным. В 1846 вышел сборник стихотворений, принесший поэту известность.

Всю дальнейшую судьбу Плещеева определило участие в кружке петрашевцев, в котором изучали философию, историю, труды французских социалистов-утопистов.

В конце жизни Плещеев в письме к А.П. Чехову так оценил умонастроения своей юности: «…во внутреннюю политику не дозволялось никому носа совать, — и мы воспитывались и развивались на французской культуре, на идеях (революции) 1848 года. Этого не истребишь… Во многом, конечно, пришлось разочароваться потом, но многому мы остались и верны».

В 1849 петрашевцы (в том числе Ф.М. Достоевский, поэты С.Ф. Дуров, А.И. Пальм) были арестованы и осуждены на каторгу. Плещееву каторгу заменили службой в Оренбургском полку рядовым. Только через десять лет ему разрешили жить в столицах, и он получил возможность вернуться к литературной деятельности. Плещеев, наряду с Огаревым, возродил заглохшие было в 40-х традиции гражданской лирики. В его искренних, патетических стихах звучал призыв к общественному подвигу, к защите страдающих и угнетенных.

Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

Это и несколько других стихотворений на долгие годы стали самыми любимыми песнями студенчества и молодежи. Напрасно искать в поэзии Плещеева идеи социальной революции и бунта. Его светлая поэзия наполнена призывами к нравственной и социальной работе. «Зарю» он видит «на небесах», но не в политических сдвигах.

Тема будущего счастья человечества, тема труда и героизма во имя этого счастья проходит через всю лирику Плещеева, создавая стойкие символы. Так, социалистическое учение обозначается названиями «глагол истины», «истины закон», «луч правды», а те, кто противодействует воплощению этого учения в жизнь называются: «жрецы Ваала», «рабы греха», «рабы преданья».

Создаются своего рода формулы, переходящие из стихотворения в стихотворение:

Жрецов греха и лжи мы будем

Глаголом истины карать.

(«Вперед без страха и сомненья»)

 

…И прозревал он в отдаленьи

Священный истины закон.

(«Страдал он в жизни много, много»)

 

Христианский призыв к нравственному пробуждению еще яснее звучал в поздних стихах поэта:

…явись, явись к нам снова,

Господь! В наш бедный мир, где

Горе и разлад;

Да прозвучит еще божественное слово

И к жизни воззовет твоих отпадших чад!

 

«…На дарование Плещеева легла печать горького бессилия перед судьбой», — писал Добролюбов. Призыв к смирению, нравственное назидание тогда воспринимались как нечто болезненное и безотрадное.

Советская критика христианские мотивы в творчестве Плещеева, естественно, обходила стороной. Сегодня мы заново открываем замечательного русского поэта.

Написать комментарий: "«Голос благородный». Алексей Николаевич Плещеев"