Владимирский календарь. Октябрь. Забытый гений русского фарфора

К 300-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Виноградова

Дмитрий Иванович Виноградов – основоположник производства фарфора в России. Соученик и товарищ Михаила Ломоносова. Родился предположительно в 1720 году в Суздале в семье протопопа и ключаря Рождественского собора. Семья жила на территории Суздальского Кремля, дом не сохранился.

Получил образование в Славяно-греко-латинской Академии вместе с Ломоносовым. Несмотря на восьмилетнюю разницу в возрасте, талантливые юноши быстро подружились, объединённые тягой к знаниям и выдающимися умственными способностями. Известно, что Ломоносов смог за год освоить программу трёх классов Академии. Но и Виноградов не отставал от друга, показав те же результаты.

В числе 12 лучших учеников в 1935 году он был переведен в Санкт-Петербург. Их ждала Российская академия наук – самое престижное образовательное учреждение того времени. А ещё год спустя в числе трех отличников, вместе с Ломоносовым и Густавом Ройзером, с подачи Сената был отправлен на продолжение обучения за границу в Марбургский университет, под начало знаменитого в то время профессора Христиана Вольфа. Там они изучали химию, горное дело, физику.

За три года пребывания в Марбурге, Ломоносов и Виноградов смогли овладеть несколькими языками и далеко продвинулись в естественных науках. С тонкостями горнорудного дела их должен был ознакомить металлург, химик и минеролог Иоганн Генкель из Фрайберга. Это был последний этап образования российских студентов.

Дмитрий Виноградов с отличием завершил курс Генкеля. Он вернулся в Петербург с похвальным аттестатом, выданным суровым профессором, и жаждой как можно быстрее найти применение полученным знаниям.

По прибытии Виноградов получил чин бергмейстера – горного инженера. Вице-президент Берг-коллегии Райзер на аттестационной комиссии с восторгом отозвался об уникальной образованности претендента. «Ему нет равных», – подчеркнул чиновник, комментируя экзаменационное выступление Виноградова. Молодого учёного сразу зачислили в штат горнорудного ведомства.

Казалось, его путь был определён. Однако 5 ноября 1744 года в Берг-коллегию поступило странное распоряжение императорского кабинета, где Виноградова предписывалось уволить с должности и направить в распоряжение государыни для выполнения «особого тайного поручения».

Речь шла о создании фарфорового или, как его называли тогда в России, «порцелинового» (от искаж. Porcelain – «фарфор» (англ.)) производства. Все разработки велись в обстановке полной секретности. Твёрдый фарфор – «белое золото», порой стоил дороже золота и мог принести казне немалый доход. Вот почему российская императрица мечтала о славе Саксонии и Китая. Фарфоровую мануфактуру задумал ещё её отец – Пётр I, вдохновлённый изделиями делфтских мастеров, но не успел воплотить грандиозный замысел. Елизавета, продолжая начатое, поручила надзор за развитием «порцелинового» производства своему другу и кабинет-секретарю – барону Ивану Черкасову. Организацией дела занимался Христофор Гунгер, а Дмитрий Виноградов должен был помогать ему и обучаться премудростям изготовления «белого золота».

Гунгер обладал не только неуживчивым характером, но и слишком мало знал для организации нового фарфорового производства. За время пребывания от приезда 1744 до увольнения 1748 году он оставил только полдюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцеллинового, ни формы, были черны и покривлены.

Русскому гению в одиночку, без помощников, предстояло найти необходимые компоненты на территории России; рассчитать пропорции сырья и последовательность добавления составляющих в массу; описать все стадии технологического процесса, подобрать температуру и длительность обжига; разработать глазури и принцип их нанесения. По сегодняшним меркам Виноградов заменил собой целый научно-исследовательский институт, в одиночку проделав колоссальную работу. Виноградов искал и нашел отечественные белые глины. Он открыл несколько таких месторождений к востоку от Москвы, в районе Кудинова, Орехово-Зуева и далее к Владимиру.

В 1747 г. получил первый образец отечественного фарфора. По мере улучшения качества фарфора поступало все больше заказов.

Д.И. Виноградов сумел открыть секрет изготовления «белого золота», которым владели только китайцы, и впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии.

Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Только благодаря гению и его блестящим организаторским талантам, Россия стала третьей в Европе страной создаваемой и производящей и ныне «белое золото – русский фарфор».

Пока Порцелиновая мануфактура процветала, приобретая известность и набирая обороты, человек, вдохнувший в неё жизнь, начинал угасать. Благодарностью императрицы за титанические усилия и самоотдачу, стало полное забвение и неизвестность. В отличие от друга студенческих лет – Ломоносова и европейских коллег, Виноградов не был обласкан при дворе, более того, его имя тщательно скрывали от широкой публики. Находясь на вершине успеха, «русский Бёргер» был вынужден практически жить на фабрике, под строгим надзором приставленного к нему капитана Хвостова. В 1754 году барон Черкасов издал специальный указ об ужесточении мер содержания Виноградова, чтобы избежать разглашения тайны русского фарфора. Дмитрий Иванович, задыхавшийся под контролем высокопоставленного чиновника, пристрастился к выпивке. Участились его столкновения с Черкасовым, в результате которых у мастера отняли шпагу – знак профессиональной и личной доблести, а также начали подвергать сотне мелких унижений.

Что-то надломилось в Дмитрии Ивановиче. Он продолжал много и плодотворно работать, но в своих записях, между химическими формулами и заметками технического характера, пожаловался, что утратил душевный огонь и состарился прежде времени. Эти слова оказались пророческими.

В августе 1758 года, 38-летний Виноградов скоропостижно умер от неизвестной болезни. Последние недели своей жизни великий учёный провёл на цепи, прикованный к стене крохотной комнатушки при фабрике. В таком положении он завершил свой уникальный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина…», который до наших дней дошёл лишь фрагментарно.

 

Имя отца русского фарфора было предано забвению. Даже завод, родившийся, благодаря его усилиям, позднее назвали Ломоносовским. Фарфоровых изделий, созданных самим Дмитрием Виноградовым, также осталось чрезвычайно мало – известно всего 9 предметов. Они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, напоминая об уникальном мастере, сумевшем разгадать тайну «белого золота».

 

Сообщение подготовлено по данным Интернета.

 

Написать комментарий: "Владимирский календарь. Октябрь. Забытый гений русского фарфора"