Календарь православных дат. АВГУСТ

1 августа –

Обретение мощей прп. Серафима Саровского чудотворца

            Саровское торжество посвящено открытию мощей преподобного Серафима и его торжественному прославлению в сонме святых русской Церкви. В 1920-е гг. мощи чудотворца были отобраны у верующих. Долгие годы об их местонахождении ничего не было известно, обнаружены святые останки были в Казанском соборе Петербурга и в 1991 году доставлены в Москву. Сейчас мощи находятся в Нижегородской области.

2 августа –

Пророка Илии

            Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Он был человек с горячим сердцем, твердою волей и с пламенною ревностию о вере и благочестии. Вот почему так чтил его и народ еврейский, и чтит православная Церковь, греческая и русская. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Пророк Илия беседовал с Богом на горе Хориве и живым был взят на небо на огненной колеснице с огненными конями. Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, и не оставил писаний. Жил за 9 столетий до Рождества Христова.

5 августа –

Почаевской иконы Божией Матери

            Об иконе Божией Матери Почаевская есть следующее предание. Около 1340 года на месте, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, поселились два инока, которые стали свидетелями чудесного явления на вершине горы Богоматери, словно объятой пламенем, а на камне остался отпечаток ее правой стопы, наполненный прозрачной водой; чудотворный источник воды не оскудевает и поныне.

7 августа –

Успение Анны, матери Пресвятой Богородицы

            Живя в замужестве за Иакимом 50 лет, Анна не имела детей, горько скорбя об этом, потому что бесчадие считалось тогда наказанием за грехи, она вместе с мужем молилась о даровании им детей, хотя и в старости. Господь, приготовлявший их смирением и терпением к рождению преславной из жен, Пресвятой Богородицы, наконец, даровал им дочь. Недолго жила св. Анна после рождения Пресвятой Девы Марии Богородицы. Она скончалась 79 лет от роду. Тело св. Анны перенесено императором Иустинианом в Царьград, в созданный в честь ее великолепный храм.

 

9 августа –

Великомученика и целителя Пантелеймона

            Великомученик Пантелеймон происходил из Никомидии. Мать его была христианка, а отец язычник. Мать воспитывала его в христианской вере, но скоро умерла; отец отдал его в языческую школу и затем поручил знаменитому в то время врачу Евфросину для изучения врачебного дела. Там Пантелеймон встретил священника Ермолая. Ермолай просветил его христианской вере. Силою Божию Пантелеймон излечивал больных. За веру во Христа Пантелеймон подвергался жестоким пыткам: его бросали с тяжелым камнем на шее в море, но Пантелеймон оставался жив, напускали на него диких зверей, но звери лишь лизали его, привязывали к колесу, усеянному острыми лезвиями, но он и здесь оставался невредим. Наконец, царь приказал обезглавить мученика и тело его сжечь. Но тело осталось невредимым, и христиане похоронили его с благоговением. Это было в 305 году. Скоро мощи святого перенесены были в Царьград. Части их находятся в монастыре имени св. мученика и других на Афоне, также в Москве, на Никольской улице, где совершено через них много чудес.

10 августа –

Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

            По сказанию написана св. евангелистом Лукою. Называется Одигитриею, то есть Путеводительницею, потому что Пресв. Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее иконою Одигитрии. В 12 столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск. С этого времени икона стала называться Смоленскою.

14 августа –

Начало Успенского поста. Медовый Спас

            В основе первого Спаса – праздник с длинным названием – Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда… В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет несколько названий: Спас на воде, Мокрый, Маковый или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

Первый Спас – праздник пчеловодов. К этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд. Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое название Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

19 августа –

Преображение Господне. Яблочный Спас

            Иисус Христос незадолго до крестных страданий взял с Собой трех учеников – Иоанна, Иакова и Петра – и направился к горе Фавор. Апостолы увидели Божественное Преображение Спасителя. Лицо Христа стало подобным свету молнии, одежды белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два великих пророка – Моисей и Илия – и он беседовал с Ними.

В наши дни на горе Фавор сохраняется память о посещении ее Христом. На Преображение над вершиной Фавора после окончания Литургии можно увидеть светлое облако. Оно появляется только над горой, остальное небо остается чистым.

Праздник Преображения имеет свою особенность. В этот праздник совершается в церкви освящение гроздей винограда, а где не родится виноград – яблок и других плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.        Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Про Яблочный Спас ещё говорят – «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении и каждого из нас.

26 августа –

Отдание праздника Преображения Господня.

Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, Задонского чудотворца.

Икон Божией Матери Минской, «Умягчение злых сердец», «Страстная»

            Память и обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского. Родился он в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда, в семье дьячка. Отец его умер, когда он еще был ребенком, и семья осталась в самом бедственном положении. Старший брат и мать решили выучить его грамоте, он был очень способным мальчиком. Он кончил образование блестящим образом и сделан был учителем, затем пострижен в монахи, скоро сделался архимандритом и ректором семинарии, затем, на 37-м году своей жизни, епископом, – сначала новгородским, а потом самостоятельным епископом воронежским и Задонским. Св. Тихон был в высшей степени примерным архипастырем. Он предсказал Александру 1 победу над Наполеоном. За три года указан был ему от бога день смерти. Скончался св. Тихон в 1783 г. Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершалось множество чудес. Тогда в 1861 г. святейший Синод причислил его к лику святых, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Минская икона Богоматери находится в Минске. Она сначала поставлена была св. князем Владимиром в Киеве в Десятинной церкви. Около 1500 г. при разграблении Киева татарами. Один из татар бросил ее в Днепр, но она скоро была найдена по необычайному сиянию от нее.

На иконе «Умягчение злых сердец» изображается Богоматерь с воткнутыми в сердце мечами. Число 7 в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту горя, которые были перенесены Пресвятой Девой в Ее жизни на земле.

«Страстная» икона Пресв. Богородицы явилась в 1641 г. одной женщине, Екатерине. В селе Палец, Нижегородской епархии, и перенесена в Москву, где у тверских ворот построена была церковь, а потом в 1654 г. монастырь в честь ее явления. Монастырь назывался страстным от иконы. Икона названа Страстною оттого, что по сторонам лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей, или страданий, Христовых. Празднование Страстной иконе еще в 6-е воскресенье после Пасхи, в память чудес от нее в этот день.

28 августа –

Успение пресвятой Богородицы

            Преставление Пресвятой Богородицы было ознаменовано чудесами: апостолы были перенесены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме у одра Богоматери, Господь Иисус Христос с сонмом Ангелов и святых снисшел к одру Богоматери и принял пречистую Ее душу в Свои руки. Согласно воле Пресвятой девы, тело Ее было погребено в Гефсимании. На третий день, когда и апостол Фома, опоздавший к погребению, пришел в Гефсиманию, открыли гроб, но пречистого тела Богородицы уже не было в гробнице – лежала только плащаница как неложное свидетельство о преставлении Ее. Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо. В некоторых храмах ради особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери.

29 августа –

Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Хлебный или Ореховый Спас

            Церковное название праздника — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

Написать комментарий: "Календарь православных дат. АВГУСТ"