«Собиратель Руси»: 4 июля — День памяти Андрея Боголюбского

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (ок.1111-1174 гг.) вошел в отечественную историю как первый из создателей великорусского централизованного государства. Он, один из выдающихся представителей рода Рюриковичей в 9 колене, был внуком великого киевского князя Владимира Мономаха, прямым потомком византийского императора Константина Мономаха, одним из старших сыновей князя Юрия Долгорукого.

Его называли «северным самовластцем», «первым русским царем». Он принадлежит к числу таких личностей Древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи в исторической жизни русского народа. После распада Киевской Руси Андрей Боголюбский превратил город-крепость Владимир в столицу Северо-Восточной Руси, ставшей тем корнем, на котором выросло могучее дерево государства Российского.

Застроив северную Русь городами и селами и сделав ее многолюдной, Андрей Боголюбский был вместе с тем и одним из первых князей, просветивших северную Русь светом христианской веры, утвердив здесь православие как государственную религию.

 

Скульптурный портрет А. Боголюбского, воссозданный

антропологом и скульптором профессором М.М. Герасимовым.

 

Перенесение из Киева во Владимир иконы Божией Матери, строительство Успенского собора и Золотых ворот во Владимире, белокаменного дворца в Боголюбове и церкви Покрова-на-Нерли – это лишь самые известные материальные плоды его трудов. А кроме этого были военные походы, в летописях много раз отмечалась его миротворческая деятельность.

Будучи бесстрашным воином, он пользовался любым случаем, чтобы добиться цели мирными средствами. Среди его заслуг и литературная деятельность, переписка с философами, создание церковных библиотек, введение новых православных праздников.

Сведения о личности и жизни великого Владимирского князя Андрея Боголюбского насколько реалистичны, настолько же и легендарны. Летописные источники, историческая литература очень скупо сообщают о фактах ранней жизни князя Андрея. Точно неизвестно и место его рождения. По всей вероятности, это был Суздаль. Много предположений высказано историками и о причинах гибели Боголюбского. Лишь в 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Пожалуй, нет в истории более загадочной личности, чем он. Вместе с тем Андреем Боголюбским оставлен в истории яркий, «зримый» след – в виде архитектурных памятников, а в политике – в стремлении к объединению русских княжеств. Все это вызывает неослабевающий интерес к его жизни и многогранной деятельности у историков, искусствоведов и простых владимирцев.

 

 

 

 

Графическая реконструкция облика А. Боголюбского,

выполненная профессором В.Н. Звягиным.

 

Написать комментарий: "«Собиратель Руси»: 4 июля — День памяти Андрея Боголюбского"